ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. Р.Е.АЛЕКСЕЕВА»
Дзержинский политехнический институт (филиал)
Кафедра «Общественные науки»
Н. И. СМАКОВСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Н. Новгород 2014
Автор – составитель Н. И. Смаковская
УДК 371 (075.8)
Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов технических и гуманитарно-экономических направлений подготовки / НГТУ им. Р. Е. Алексеева; автор-сост. Н. И. Смаковская. – Н. Новгород, 2014. – 127 с.
Материалы пособия знакомят студентов непедагогических специальностей с теоретическими основами психологии и педагогики, в частности, истории становления предмета психологии, этапах формирования предмета педагогики, механизмах и закономерностях познавательных процессов. В пособии содержится информация о психолого-педагогических особенностях профессиональной деятельности специалиста, его эмоционально-волевой регуляции, уровне конфликтности, факторах стресса и путях его преодоления. Представлены блоки диагностических методик с целью овладения навыками психодиагностики для эффективного решения профессиональных задач.
|
|
Адресована студентам, аспирантам, преподавателям и всем интересующимся вопросами психологии и педагогики высшего профессионального образования.
Редактор
Подписано в печать 2014. Формат 60х84 1/16. Бумага газетная.
Печать офсетная. Усл. печ.л.,. Уч.-изд.л.,. Тираж экз. Заказ.
Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева. Типография НГТУ им. Р.Е.Алексеева. 603950, Н.Новгород, ул. Минина, 24.
© Нижегородский государственный технический университет им. Р. И. Алексеева, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ……………………………………………………………………….. 4
Глава 1 Психология как наука …………………………………………………….. 6
Глава 2 Становление предмета психологии: обзор основных зарубежных и отечественных научных подходов……………………………………… 14
2.1 Ведущие направления зарубежной психологии…………………… 14
2.2 Обзор основных отечественных теорий…………………………… 21
Глава 3 Общее представление о педагогике как науке………………………… 26
Глава 4 Становление предмета педагогики в истории развития общества ….. 4.1 Западные традиции формирования предмета педагогики…………31
4.2 Формирование отечественной педагогической науки……………..34
4.3 Технологии профессионального межличностного общения………36
Глава 5 Темперамент и характер личности.................................................... 44
|
|
Глава 6 Способности личности....................................................................... 56
Глава 7 Направленность и ценностные ориентации человека....................... 70
Глава 8 Эмоционально-волевая сфера личности ………………………………...82
Глава 9 Стресс в профессиональной деятельности специалиста ……………….88
Глава 10 Изучение уровня конфликтности личности……………………………95
Глава 11 Психолого-педагогические задачи и ситуации: практикум………….99
Заключение..................................................................................................... 107
Список литературы………………………………………………………………. 110
Приложение ……………………………………………………………………… 113
ПРЕДИСЛОВИЕ
Многочисленные социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современной жизни, требуют от человека развития способности анализа своего поведения и окружающих, прогнозирования последствий своих поступков и отношений с другими людьми; формирования умения эффективного управления своими эмоциями в общении.
Актуальность данного учебного пособия обусловлена рассмотрением психологической и педагогической культуры человека в качестве важнейшего компонента общекультурной и общегуманитарной подготовки специалиста. Более того, игнорирование психолого – педагогического знания — это невнимание к самому себе в настоящем и будущем, что неприемлемо для разумного человека.
Основной, интегрирующей, мыслью, объединяющей психологическую и педагогическую тематику пособия, является адаптация организма и личности к окружающей среде, в рамках которой только и становится понятным смысл формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека, процессов взаимодействия людей друг с другом. Знание основ, «азов» психологии и педагогики может пригодиться студенту также для того, чтобы преодолевать трудности общения, осознанно выбирать способы взаимодействия с другими в формальном и неформальном общении, в воспитательных целях в тех или иных жизненных ситуациях, быть готовым к воспитанию и образованию своих детей.
Цели пособия состоят в развитии у студентов познавательного интереса к психологии и педагогике и ознакомлении их с основными теоретическими и эмпирическими исследованиями, а также формировании у них основ психолого – педагогическических знаний.
Данное пособие способствует решению следующих задач:
1. Формирование и углубление системы основных психологических и педагогических категорий и понятий.
2. Создание у студентов представлений о специфике проявлений психики человека, особенностях его темперамента, характера, эмоционально-волевых процессов, психических состояний, мотивов поведения, ценностных ориентаций.
3. Уточнение смысла и содержания основных принципов и закономерностей профессионального обучения и воспитания, педагогических методов и технологий.
4. Овладение навыками психодиагностики и решения педагогических ситуаций с целью эффективного освоения профессиональных и межличностных задач в условиях затрудненного общения.
Учебное пособие имеет 11 глав, в структуре которых представлены теоретическая информация, практические вопросы и задания для внеаудиторной и аудиторной работы, психодиагностические методики для самообследования студентами своих индивидных и личностных параметров развития и них способности к самопознанию. Представленные методики содержат теоретические сведения и сопровождаются соответствующим инструментарием: шкалами для оценки, опросниками, интерпретацией результатов.
Пособие снабжено отдельной главой, посвященной решению педагогических задач и их психолого – педагогической интерпретацией, а также списком литературы, направляющем самостоятельную работу студентов, и приложением.