Глава 2 Становление предмета психологии: обзор основных зарубежных и отечественных научных подходов

2.1 Ведущие направления зарубежной психологии

На рубеже XIX-ХХ веков возникает множество направлений психологии, при этом появляется не только теоретическая, но и практическая психология.

Психоанализ

Его возникновение связано с именем австрийского психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939). Вначале психоанализ сложился как метод лечения неврозов (состояний, при котором нарушен характер взаимосвязи со средой), а затем превратился в психологическую теорию, одно из важнейших направлений XX века.

Основная идея психоанализа 3. Фрейда: поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным, где находятся все желания, влечения и переживания, в которых человек боится себе признаться и которые в результате либо вытесняются из сознания либо не допускаются до него. Однако, исчезнув из сознания, они не исчезают полностью, а хранятся в сфере бессознательного, стремясь к реализации

Существует классификация, в соответствии с которой науки делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные познают мир безотносительно к тому насколько возможно практическое использование знаний. Прикладные ориентированы на практику. Проявляясь в искаженном виде (сновидения, фантазии, оговорки, невротические нарушения, творчество).

Основная заслуга психоанализа в том, что в его рамках сфера бессознательного впервые стала предметом научного изучения, в частности затрагивается проблема влияния бессознательного на сознание.

По мнению 3. Фрейда, психика человека имеет следующий вид:

· «Сверх-Я» или социальные нормы.

· «Я» или сознание.

· «Оно» или подсознание.

По утверждению З. Фрейда «Я» человека находится под двойным давлением («Сверх-Я» и «Оно») и вынуждено защищаться, используя различные средства (механизмы) психологической защиты.

Основная задача психоаналитика помочь человеку понять суть дискомфорта «Я», истинную причину внутреннего напряжения, вспомнить забытые психотравмирующие события и связанные с ними переживания, перевести их в сознание, т.е. осознать, как бы прожить заново.

Основу психики составляют инстинкты, среди которых имеются два ведущих: половой инстинкт или инстинкт жизни; связанный с сексуальной энергией либидо; инстинкт разрушения или инстинкт смерти, связанный с энергией мортидо.

Психоаналитики придавали исключительное значение периоду детства, особенно раннего детства. «Все мы родом из детства» – один из тезисов психоаналитиков, согласно которому многие проблемы взрослого человека берут свои истоки в детские годы. Трагедия детства заключается в том, что его возможные катастрофы вечны. Или – «трудное детство не кончается никогда».

Заслуга последовательных фрейдистов в постановке вопроса о процессе внутриутробного развития. Так по утверждению некоторых из них тревожное состояние взрослых очень часто имеет свои истоки в дородовом периоде, процессе родов (т.е. родовой травме) и послеродовом периоде. Поэтому согласно фрейдистам, любовь к ребенку и забота о нем непосредственно после родов играют решающую роль в его развитии. Ученик 3. Фрейда Отто Ранк полагал, что в момент родов ребенок переживает своеобразный аналог смерти, в связи с чем у человека имеется своеобразный страх смерти, а сама жизнь есть ни что иное, как изживание страха через образы и фантазии (потребность смотреть фильмы с соответствующим содержанием, в особых играх и аттракционах, например, закапывание в песок, лабиринты и т.д.). Люди, рожденные посредством кесарева сечения, имеют иные проблемы, т.к. им облегчили родовую травму.

Психоаналитики подняли вопрос и о психической депривации, т.е. недостатке удовлетворения потребностей, выделив основные виды депривации:

· двигательная,

· сенсорная,

· социальная,

· материнская и т.д.

Они сформулировали тезис о полезности разумной депривации, т.к. согласно их представлениям импульс к развитию дает именно внутреннее напряжение, связанное с неудовлетворением потребностей. В то же время относительно материнской депривации психоаналитики были весьма категоричны, полагая, что полностью снять ее нельзя, можно только несколько смягчить.

Альфред Адлер (1870-1937) создал направление "индивидуальная психология", в рамках которого разработал учение о комплексе неполноценности.

Центральная идея А. Адлера – бессознательное стремление человека к совершенству. Это стремление определяется исходным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимостью его компенсировать. Переживание неполноценности (помимо переживания реальных физических и интеллектуальных дефектов) естественно в силу того, что каждый ребенок видит окружающих его взрослых более сильными, умными, компетентными. Эти переживания могут усугубляться недемократическими отношениями ребенка с родителями. Основная задача родителей по А. Адлеру – обеспечить ребенку чувство безопасности (особенно важна в этом роль матери). Важны также и (отношения ребенка с сиблингами (братьями и сестрами). А. Адлером предложены разные модели развития для единственных, старших, средних и младших детей.

Чувство неполноценности компенсируется по линии самоутверждения («воля к власти»). Здесь возможны два пути:

· конструктивный – самоутверждение в деятельности во благо другим, посредством кооперации с ними;

· деструктивный – за счет унижения других и эксплуатации.

Карл Густав Юнг (1875-1961) является создателем «аналитической психологии». Основа теории Юнга -учение о коллективном бессознательном, существующим у человека наряду с личным бессознательным. Личное бессознательное базируется на индивидуальном опыте человека. В коллективном бессознательном запечатлен опыт человечества, культурные аспекты транслируемые, по мнению Юнга, непонятным образом. Его основная идея – человек рождается с врожденной к него культурой.

Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы – первообразы – образы поведения, мышления, существующие наподобие инстинктов. Архетипы встречаются в феноменах культуры (например, мифологии), при этом у разных народов присутствуют одинаковые образы: Мать-земля, Дитя, Воин, рождение, смерть и т.п.

Цель человека по Юнгу – постичь свою внутреннюю задачу, научиться общаться со своим внутренним миром. В познании внутреннего мира человеку помогает бессознательное, которое посылает ему знаки и эти знаки важно правильно понять. Как правило, большинство знаков посылается через сны. По мнению Юнга, все скрытые стороны самого себя важно принять поскольку их игнорирование приводит к заболеваниям.

Концепция известного Эриха Фромма (1900-1980) названа «гуманистический психоанализ». Исключительное значение в развитии человека он придавал социальным влияниям. Его главные идеи:

· ощущение одиночества, присущее человеку;

· потребность к свободе в обществе, стремящемся эту свободу подавить.

Свобода с психологической точки зрения есть творчество личности. По Э. Фромму свобода не только благо но и опасность, т.к. быть самим собой, непохожим на других – риск быть непонятым, отвергнутым, изолированным. Отсюда наличие у человека страха свободы и желания ее избежать (Главный труд Э. Фромма «Бегство от свободы»).

Э. Фромм выделяет несколько стратегий бегства от свободы:

· конформность,

· деструктивность,

· авторитаризм, связанный с выбором за нас.

Свои теоретические размышления Э. Фромм посвятил и вопросу человеческой любви. В частности он проанализировал два вида родительской любви: любовь отца и любовь матери. Отцовская любовь, по мнению Э. Фромма, требовательна, стремится к справедливости в оценке достоинств ребенка, его реальных успехов и заслуг. Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Она обеспечивает безусловное принятие и понимание (мать любит ребенка только за то, что он существует).

По мнению Э. Фромма, для нормального развития любой человек нуждается и в отцовской и в материнской любви. Человеку необходима справедливая оценка его достоинств, реальных заслуг. Но с другой стороны – он нуждается в безусловном принятии, пониманий. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов родительской любви может привести к нарушению поведения.

Ребенок соответственно, любит родителей так называемой «отраженной» любовью: мать за то, что она есть; отца за реальные заслуги.

В целом психоанализ очень разнообразен. Однако в нем есть общие классические положения:

· роль бессознательных компонентов в психической жизни,

· роль детского опыта, в частности особенности взаимоотношений ребенка со взрослым,

· проблема внутреннего конфликта и формирование психологических защит.

Они присутствуют практически в любой психоаналитической концепции, что дает возможность говорить о психоанализе как целостном направлении.

Бихевиоризм (от англ. – поведение)

Его основоположник Джон Уотсон (1878-1958) Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным естественно-научным уклоном. Предмет его изучения – поведение, активность, при этом отрицалась роль сознания и возможность его изучения.

Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие "реакция", к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами.

Д. Уотсон предложил схему S – R, в соответствии, с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение, т.е. реакцию (R), при этом характер реакции определяется только стимулом. Суть научной программы Д. Уотсона – научиться управлять своим поведением (достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение). Причем, законы научения, т.е. формирования реакции на определенные стимулы, считались универсальными. (Заметим, что данные экспериментов, проведенные на животных, бихевиористы распространяли и на человека).

В дальнейшем эксперименты не подтвердили правомерность исходной схемы как универсальной на один и тот же стимул могут следовать разные реакции, точно так же одна реакция может побуждаться разными стимулами. В результате классическая формула бихевиористов балы дополнена промежуточным звеном: S – отражающий субъект – R.

По утверждению Б. Скиннера, имея определенный опыт, человек будет стремится воспроизвести его, если он имел позитивные последствия и избегать, если последствия были негативные. Следовательно, можно управлять поведением, вознаграждая определенные действия. Именно на этом выводе основана, предложенная Б. Скиннером, идея программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого шага.

Важное значение в плане овладения поведением бихевиористы придавали методу проб и ошибок.

Особым направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм (60-е годы XX в.) с его позицией о том, что человек может овладеть поведением не через собственные пробы и ошибки, но наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые соответствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение»). Подобную возможность доказали эксперименты Альберта Бандуры.

Гештальт-психология (психология формы) связанная с именами немецких исследователей Макса Вертгеймера (1880-1943), Курта Коффки (1886-1941) и Вольфганга Келера (1887-1967). Им принадлежит идея целостности образа и врожденной способности восприятия структурировать и переструктурировать пространство, в связи с чем в психологию впервые были введены понятия «фигура» и «фон». Явления фигуры и фона наиболее отчетливо выступают при так называемых двойственных изображениях, где они самопроизвольно меняются местами

-

Рис. 1 – Фигуро-фоновые отношения

Явление переструктурирования, т.е. внезапного усмотрения новых отношений между элементами, гештальт-психологи распространили за пределы психологии восприятия, в частности на исследования творческого мышления, связанного с внезапным открытием нового способа решения задачи, того, что называют «озарение» – «инсайт». Исследования мышления в гештальт-психологии во многом определили идею проблемного обучения.

К гештальт-психологии примыкают еще два известных в мире психолога, распространивших принципы этого направления за пределы психологии познавательных процессов в область психологии личности.

Курт Левин (1890-1947) вошел в историю как автор «теории поля». По его мнению, образ мира формируется у человека сразу как целостность. Личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Валентность зависит от потребностей. Например, если человек хочет пить, то появившийся в поле стакан с водой «притягивает» его (имеет (+) валентность), но в результате удовлетворения жажды стакан воды меняет валентность на нейтральную или отрицательную. Таким образом, согласно точке зрения К. Левина, объект определяет поведение субъекта в силу своего соответствия потребностям.

К Левин ввел в психологию понятия «уровень притязаний» и «аффект неадекватности».

После переезда в США К. Левин занялся изучение стилей общения и впервые описал наиболее распространенные и известные в современной психологии стили, а именно: авторитарный, демократический, попустительский. Вместе с тем он изучал процессы групповой динамики – условия, способствующие выделению лидеров, «звезд», «аутсайдеров».

Фредерик Перлз (1893-1970) – создатель гештальт-терапии. Он распространил принцип целостности на поведение – любой аспект поведения есть проявление целого, т.е. бытия человека. Личность и среда образуют единство, граница между ними подвижна. Контакт – формирование гештальта, уход – завершение. Проблема невротика, по мнению Ф. Перлза, в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов, т.е. «незаконченных», неотреагированных проблем, что заставляет его жить не «здесь и сейчас», а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий.

Основной принцип гештальт-терапии – «здесь и сейчас» (полагается, что жизнь в настоящем – есть истинная жизнь). Главное по Ф. Перлзу, осознание того, что и как происходит, а не поиск причин. Основное препятствие на пути личностного роста – незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность. В настоящее время в непосредственном виде гештальт-психология не существует, ее положения используют другие направления.

Гуманистическая психология

Одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии выступающее в роли «третьей силы», противостоящей психоанализу и бихевиоризму. Возникновение этого направления в американской психологии связано в именем Абрахама Маслоу (1908-1970).

В центре гуманистической психологии понятие становления личности, представление о необходимости максимально творческой самореализации.

В противовес бихевиоризму в гуманистической психологии подчеркивается невозможность переноса исследований животных на человека. В отличие от психоаналитиков гуманистические психологи утверждают, что человек от природы добр. Агрессия, насилие – вторичные образования, связанные с воздействиями окружения. Первичны доброта, творческостъ и другие позитивные качества.

По мнению А. Маслоу, универсальной характеристикой людей является креативность, которая дана от рождения всем, но теряется большинством в связи с воздействиями среды. А. Маслоу создано учение о человеческих потребностях, которые «заданы» и иерархически организованы по уровням (пирамида потребностей).

Рис. 2 – Пирамида потребностей А. Маслоу

Согласно А. Маслоу, реализация высших потребностей возможна при удовлетворении более низших. Однако впоследствии эта точка зрения была опровергнута другими гуманистическими исследователями. Самоактуализирующаяся личность, по А. Маслоу, не имеет зависти, злобы, цинизма, не склонна к агрессии, депрессии и пессимизму, она принимает себя и других, демократична.

Таким образом, основная задача человека – стать собой. Если же это стремление не реализуется, возникают неврозы. Невротики по А. Маслоу – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

Карл Роджерс (1902-1987) – один из наиболее популярных психологов XX вика (в основном среди практиков). Основную задачу психолога он видел в том, чтобы помочь человеку открыть, спои позитивные качества. Этому, по мнению К. Роджерса, соответствует безусловное принятие со стороны значимых людей.

Первоначально К. Роджерс обозначил свою психотерапию как «недирективную», что означало отказ от рекомендаций, предписывающего плана и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, при условии создания особой атмосферы доверия и безоценочного позитивного отношения со стороны психолога. В дальнейшем К. Роджерс обозначил свою терапию как «терапию, центрированную на клиенте», которая дала начало личностно-ориентированному подходу в психологии.

Когнитивная психология возникла в конце 50 – начале 60 годов XX века. Первоначально ее главной задачей явилось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецептор до получения ответной реакции. При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены разнообразные структурные блоки познавательных процессов, в частности: кратковременная и долговременная память (Р. Аткинсон). Эта линия исследований привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер).

В целом когнитивная психология охватывает разнообразные подходы, общим для которых является интерес к процессу функционирования сознания человека. В связи с этим усилия большинства когнитивных психологов направлены на поиск принципов, которые могут быть общими для всех познавательных психических процессов человека.

Одним из направлений когнитивной психологии считается генетическая психология швейцарского исследователя Жана Пиаже (1896-1980). Ж. Пиаже исходил из идеи о том, что основой психологического развития человека является развитие интеллекта. Согласно его позиции, в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и становится стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего и обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру. При этом адаптация не является пассивным процессов, но активным взаимодействием организма со средой. Эта активность выступает необходимым условием развития, т.к. схема, считает Ж. Пиаже, не дается в готовом виде человеку при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема вырабатывается самим человеком в процессе его активного взаимодействия со средой, т.е. является результатом активного взаимодействия субъекта с объектом.

Примыкает к когнитивной психологии и теория личностного конструкта Джорджа Келли (1905-1965). Центральной в его подходе является идея, согласно которой люди конструируют события предвосхищая их на основании прошлого опыта и приобретаемых знаний. Задача психологии – изучить способы и характер конструирования человеком собственного мира и представлений о самом себе.

Большинство современных когнитивных психологов разделяют точку зрения Д. Келли, сводящуюся к следующему: то, как люди понимают себя и мир, оказывает значительное влияние на их личность и жизнь. Этот постулат находит свое подтверждение и в практике когнитивной психотерапии.

2.2 Обзор основных отечественных теорий

Одним из влиятельных направлений, сформировавшимся в 20-30 годы XX века, стала культурно-историческая теория, разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934). Методологической базой этой теории служил марксизм.

Л. С. Выготский стремился решить проблему генезиса человеческого сознания, найти качественные особенности психическою мира человека и выявить механизмы его формирования. Важнейшее отличие деятельности человека от поведения животных заключается согласно марксизму в использовании человеком орудий труда для преобразования мира. Опираясь на это положение. Л.С Выготский задал вопрос: возможно ли найти нечто аналогичное применительно к внутреннему психическому миру человека?

Л.С. Выготский разделил психические явления человека на два уровня:

· натуральные психические функции (непроизвольное внимание, непроизвольное запоминание и т.п.), с которыми человек рождается;

· высшие психические функции (целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и т.п.), которые носят культурно-исторический характер и образуются в процессе жизни в человеческом обществе.

Важнейшая характеристика ВПФ – их опосредованность – наличие внутреннего средства, при помощи которого они организуются.

Основной путь возникновения ВПФ – интериоризация, т.e. переход внешних социальных форм поведения во внутренний план – индивидуальные формы поведения. Все это происходит в результате сотрудничества и социального общения.

Л.С. Выготский выделил две стадии развития ВПФ:

· форма взаимодействия между людьми (например, внешняя речь, контроль, оценка со стороны других людей и т.п.);

· внутренний процесс (внутренняя речь – средство мысли, самоконтроль, самооценка и т.п.).

Учеником и последователем Л.С. Выготского был Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), автор «теории деятельности». В рамках этой теории был сформулирован принцип единства и взаимосвязи сознания и деятельности: психика (сознание) в деятельности развивается, функционирует, проявляется и изучается; деятельность организуется и регулируется сознанием. – А.Н. Леонтьев выделил две формы деятельности:

· внешняя – практическая,

· внутренняя – психическая.

Развивая взгляды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев отмечал, что внутренняя (психическая) деятельность возникает в процессе интериоризации внешней (практической) и имеет то же строение. Иными словами, согласно А. Н. Леонтьеву, изучая практическую деятельность, можно постигнуть закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, можно управлять организацией психической деятельности. В то же время внутренняя деятельность служит основой для возникновения новой практической деятельности. При этом переход из внутреннего во внешний план происходит посредством механизма экстериоризации.

Рис. 3 – Механизм экстериоризации-интериоризации по А.Н.Леонтьеву

Принцип «интериоризация – экстериоризация» один из важнейших в теории деятельности. Вообще, научная школа, у истоков которой стоял Л С. Выготский – одна из ведущих в психологии. К ней принадлежат А.Р. Лурия – исследователь проблемы мозговой локализации ВПФ и основатель науки нейропсихологии; Д. Б. Эльконин – крупнейший специалист в области детской психологии; Л. И. Божович, изучавшая проблемы развития личности, П. И. Зинченко, исследовавший память, с позиций теории деятельности; А. В. Петровский – специалист в области социальной психологи и психологии личности

Деятельностный подход разрабатывался также и основателем другой психологической школы – Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889-1960). Его подход впервые был обозначен уже в начале 20-х годов при рассмотрении принципа "творческой самодеятельности", согласно которому любая деятельность является самостоятельной и творческой. Субъект в деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в ней созидается и определяется. По тому, что субъект делает, можно определить то, что он есть. Именно через деятельность можно развивать ее субъекта. Иными словами, по мнению С.Л. Рубинштейна, деятельность выводит человека в мир, и, творя мир, субъект творит и самого себя. Деятельность определяется своим объектом не прямо, а через субъекта (принцип субъективной активности, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия). При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность субъекта – все психические процессы, состояния и т.п. Следует заметить, что С.Л. Рубинштейн отличает деятельность от поведения. Поведение есть особая форма деятельности, которая определяется отношением человека к моральным нормам. Основная единица анализа деятельности – действия, основная единица анализа поведении – поступок.

Петр Яковлевич Гальперин является автором концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Он рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий (образов, понятий).

П. Я. Гальперин подчеркивал, что в каждом действии есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Ориентировочная часть действия связана с использованием человеком совокупности тех объективных условий, необходимых для успешного выполнения заданных действий, которые воли в содержание ориентировочной основы действия. Исполнительная часть – рабочая часть действия – обеспечивает заданные преобразования в объекте действия (идеальные и материальные). Контрольная часть действия направлена на слежение за ходом действия, на сопоставление полученных результатов с заданными образцами. С ее помощью производится необходимая коррекция как в ориентировочной, так и в исполнительной части действия.

Ученый указывал, что задача заключается не просто в том, чтобы сформировать действие, а в том, чтобы сформировать его с определенными, заранее намеченными свойствами, создать условия, обеспечивающие формирование действия с заданными свойствами [].

Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Итак, как показывает анализ основных психологических теорий применительно к современному этапу достаточно трудно говорить о психологии как единой науке: каждое направление предполагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определенных аспектов того, что понимает под психической реальностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: