«Педагогическая науки и педагогическая практика» (2 часа)
Цель – дать представление об органическом единстве педагогической теории и практики.
Вопросы для обсуждения:
1. Эволюция научно-педагогического знания.
2. Педагогика – самостоятельная отрасль педагогического знания.
3. Объект, предмет педагогики. Базовые категории.
4. Взаимосвязь педагогики с другими науками.
Рекомендуемая литература:
1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - М., 1996.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Издательство «Питер», 2000.
3. Краевский В.В. Модернизация образования: проблемы и перспективы. -Оренбург: изд-во ОПТУ, 2002 г.
4. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М., 1997.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК, - М.: Юрайт Издат., 2003.
6. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.
7. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.
8. Подласый И.П. Педагогика. – М.. 2008.
9. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин И.Ф. Исаев, В.И. Шиянов. - М.: Академия, 2002.
10. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
Задания:
1. Изучение вопроса эволюции научно-педагогического знания поможет проследить этапы развития педагогической науки от зарождения педагогических идей в русле философских учений в Китае, Индии, Египте, Греции до современного этапа, основанного на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками – философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.
2. Проанализируйте определения основных категорий педагогики, среди которых базовыми являются развитие, воспитание, обучение.
Категориями науки называются ее предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие сущность данной науки, ее устоявшиеся, типичные формы отражения действительности. В любой науке категории выполняют системообразующую функцию. Базовыми категориями педагогики как науки являются развитие, воспитание, образование, обучение.
Развитие индивида — это процесс внутренне последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление его личности.
Саморазвитие личности представляет собой детерминированное законами природного и социального бытия включение в процесс жизнедеятельности и жизнеобеспечения естественных индивидуальных сущностных сил и обеспечения за счет этого её поступательного изменения, переход на все более высокие стадии развития.
В отечественной педагогике воспитание рассматривается в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле понимают как общественное явление, целью которого выступает передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
Воспитание в узком смысле представляет собой сознательное, целенаправленное, систематически и планомерно организованное воздействие на индивида, взаимодействие с ним, которое должно привести к заранее предполагаемым результатам, отвечающим социальному заказу, сформулированному в виде цели.
В педагогике выделяют различные направления воспитания, которые определяются единством целей и содержания: умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание.
Обучение — это конкретный вид педагогической деятельности, в ходе которой под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Обучение — это целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков, умений во взаимодействии педагога и учащегося.
С категориями «развитие», «воспитание», «обучение» тесно связана категория «образование». В педагогике существуют различные подходы к толкованию образования.
1. Образование - ценность развивающегося человека и общества.
2. Образование - процесс воспитания и обучения человека.
3. Образование есть результат обучения.
4. Образование - это система.
Образование — это целенаправленно организованный процесс и результат интеллектуального развития индивида, усвоения им опыта поколений в виде определенной системы знаний, навыков, умений.
3.Охарактеризуйте специфические особенности педагогической науки: познанные педагогикой закономерности имеют характер общих заключений, выражающих общие тенденции развития педагогического процесса; выводы педагогики отличаются большой вариативностью; выполнение установленных педагогикой норм и правил не всегда в должной мере обеспечивается научной поддержкой.
3. Дайте представление о следующих понятиях:
- основные способы влияния педагогической науки на педагогическую практику;
- осуществление связи педагогики с другими науками о человеке и обществе;
- представление ведущих моделей педагогики как области научного знания.
4. Выпишите в тетрадь несколько вариантов определений понятий: «образование», «воспитание», «развитие», «обучение».
Вопросы для самоконтроля
1. Что вы понимаете под объектом и предметом педагогической науки?
2. Какое значение имеют связи педагогики с другими науками и в чем они выражаются?
3. По каким признакам можно определить, что та или иная отрасль знаний является наукой?