Занятие № 6 – раскрыть специфические особенности инновационных процессов в современном образовании

«Инновационные процессы в образовании» (2 часа)

Цель – раскрыть специфические особенности инновационных процессов в современном образовании.

Вопросы для обсуждения:

1. Нововведения:

- в целях и содержании образования;

- в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;

- в формах и способах организации обучения и воспитания;

- в деятельности администрации, педагогов и учащихся.

(Охарактеризовать и высказать оценочные суждения).

2. Наиболее известные в мире «новые школы» ХХ века (характеристика их отличительных особенностей):

- «свободные школьные общины» (Германия, Россия);

- Вальдорфская школа (Р. Штайнер, Германия);

- школа, организованная в соответствии с «методом проектов» (США, Великобритания, Россия);

- «открытые школы» (Великобритания), «Город как школа» (Берлин), «Город как школа» (Санкт-Петербург), «школа без стен»

- (Великобритания), «снежные» и «морские» классы (Франция);

- система М. Монтессори;

- и другие по предложению студентов.

3. Инновационные дидактические системы (по А. В. Хуторскому):

- личностно-ориентированные системы обучения;

- природосообразные системы обучения;

- культуросообразные системы обучения;

- креативные системы обучения;

- оргдеятельностные системы обучения;

- интенсивные системы обучения;

- ремесленные системы обучения.

(Характеристика специфики каждой, отличительные особенности, оценочные суждения).

4. Инновационные процессы в современном образовании (содержательная характеристика и обсуждение моделей):

- образовательные стандарты;

- дистанционное образование;

- обучение одаренных детей;

- обучение детей с особенностями развития;

- обучение в сотрудничестве;

- обучение на основе метода проектов;

- и другие по предложению студентов и преподавателя.

Рекомендуемая литература:

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.

2. Подласый И.П. Педагогика. – М.. 2008.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.

4. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.

Задания:

1. Подготовьте сообщение об исторической роли инновационных систем обучения.

2. Расскажите об основных инновационных тенденциях в системах экологического (экономического и др.) образования нашей и зарубежных стран. Создайте банк инновационных идей современной школы.

3. Изучите программу опытно-экспериментальной работы одной из школ, выскажите свое мнение о выборе проблемы и темы, методах исследования, этапах подготовки и проведения опытной работы. Прокомментируйте результаты.

4. Раскройте новаторский и исследовательский характер педагогического опыта таких педагогов и учёных России, как И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, Р. Г. Хазанкин, М. П. Щетинин, Е. А. Ямбург и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определения понятий «инновация», «инновационная деятельность», «нововведения».

2. Раскройте взаимосвязь феноменов «передовой педагогический опыт» и «инновационные процессы в образовании».

3. Перечислите и охарактеризуйте пути формирования инновационной среды в педагогическом коллективе

4. Какие типы инноваций известны в системе образования?

5. Какие новации осуществляются в современной общеобразовательной школе (основной и средней)?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: