n Оценка грудного вскармливания помогает решить, нужна матери помощь или нет, и если нужна, то как ей помочь
n Визуальная оценка процесса кормления грудью часто дает информации больше, чем долгие расспросы
n Это такой же важный раздел клинической практики, как и другие обследования, например, распознавание симптомов обезвоживания или определение частоты дыхания ребенка.
Для того, чтобы оценить кормление грудью, нужно ответить на несколько вопросов:
1. Что вы можете сказать о матери?
2. Как мать держит ребенка?
3. Что вы можете сказать о ребенке?
4. Какова реакция ребенка?
5. Как мать прикладывает ребенка к груди?
6. Как мать поддерживает свою грудь во время кормления?
7. Ребенок правильно приложен к груди?
8. Ребенок сосет эффективно?
9. Как заканчивается кормление грудью?
10. Ребенок кажется удовлетворенным?
11. В каком состоянии находятся молочные железы?
12. Какое чувство вызывает у матери кормление грудью?
Положение 1: Что вы можете сказать о матери?
– Возраст матери, общее состояние здоровья, питание, социально-экономический статус:
|
|
все это может быть показателем ее жизненного уровня и свидетельствовать, насколько легко или, наоборот, трудно ей заботиться о ребенке и вскармливать его грудью.
- Настроение и поведение матери:
если она счастлива и довольна своим ребенком, у нее, вероятней всего, успешно проходит грудное вскармливание;
если она несчастна и не интересуется ребенком, у нее, скорее всего, менее успешно проходит грудное вскармливание.
если мать спокойна и расслаблена – это способствует грудному вскармливанию;
если она неспокойна и напряжена – это осложняет грудное вскармливание
Определенную информацию могут также дать следующие моменты:
- отношение к матери и ребенку других членов семьи, например, отца или бабушки;
- носит ли мать в своей сумке бутылочку для кормления;
- препятствует ли грудному вскармливанию одежда матери.
Положение 2: Как мать держит своего ребенка?
- если мать держит ребенка близко к груди и повернув лицом к груди, в этом случае ребенок значительно эффективней сосет грудь;
- если ребенок находится в подвешенном положении или развернут таким образом, что шея искривлена, в этом положении ему значительно сложнее эффективно сосать;
- если мать держит ребенка надежно и уверенно, в этом случае ее ребенку значительно легче эффективно сосать грудь;
- если мать испытывает нервозность и лишена уверенности, это может проявляться в тряске или дергании ребенка, заставляя его тем самым продолжать сосание. Такое поведение может расстроить ребенка и помешать поступлению грудного молока и сосанию груди;
|
|
- если мать смотрит на ребенка, трогает его и разговаривает с ним – это те признаки внимания, которые способствуют грудному вскармливанию;
- если она не смотрит на ребенка, не трогает его, не разговаривает с ним, то это свидетельствует о том, что она не проявляет заботу о ребенке. Вероятнее всего, у нее будут проблемы с грудным вскармливанием.
- мать поддерживает ребенка снизу или только его голову и плечи:
новорожденному легче брать грудь, если его поддерживают снизу, а не только голову;
детей постарше достаточно поддерживать только за голову и плечи.
Положение 3: Что вы можете сказать о ребенке?
§ Обратите внимание на общее состояние здоровья, питание и подвижность ребенка.
§ Отыщите признаки, которые препятствуют грудному вскармливанию:
- заложенный нос;
- затрудненное дыхание;
- молочница;
- желтуха;
- обезвоживание;
- короткая уздечка языка;
- расщелина губы и неба.
Положение 4: Какова реакция ребенка?
§ Нормальное поисковое поведение ребенка:
- ребенок первых месяцев жизни может поворачивать голову из стороны в сторону, открывать рот, опускать язык и выдвигать его вперед и касаться груди;
- ребенок постарше поворачивается и прикасается к груди своей рукой.
Обе эти реакции свидетельствуют о том, что ребенок хочет сосать грудь.
§ Ребенок плачет или выталкивает грудь или отворачивается от матери.
Эта реакция свидетельствует о том, что ребенок не хочет сосать грудь и существует проблема с грудным вскармливанием.
§ Ребенок спокоен и расслаблен во время кормления, выглядит довольным после кормления – это свидетельствует о том, что он получает грудное молоко.
§ Ребенок беспокойный, выплевывает грудь или отказывается сосать – это свидетельствует о том, что он плохо приложен к груди и не получает грудного молока.
Положение 5: Как мать прикладывает ребенка к груди?
- Мать старается затолкнуть сосок в рот ребенка. Она может наклониться вперед или сжать свой сосок. В этом случае ребенку сложнее приложиться к груди.
- Мать дожидается, пока ребенок широко откроет рот и просто подносит его поближе к груди (как бы «насаживает» на грудь). В этом случае ребенку легче захватить грудь.
Положение 6: Как мать поддерживает грудь во время кормления?
- Мать держит свою грудь очень близко к околососковому кружку.
В этом случае ребенку трудно сосать грудь. При этом могут пережиматься молочные протоки и, таким образом, ребенку сложнее получить грудное молоко.
- Мать отодвигает пальцем грудь от носа ребенка.
В этом нет необходимости. Касаясь носом груди, ребенку легче контролировать положение груди во рту, при этом меньше вероятность того, что, засыпая, ребенок «сползет» на кончик соска.
- Мать поддерживает свою грудь двумя пальцами по типу «ножниц», т.е. она держит сосок и околососковый кружок таким образом, что ее указательный палец находится сверху, а средний палец – снизу.
В этом случае ребенку сложнее взять в рот грудь. Давя пальцами на грудь, мать может пережимать млечные протоки.
- Мать поддерживает всю грудь снизу рукой перпендикулярно грудной клетке.
Это, как правило, способствует эффективному сосанию груди ребенком, особенно, если у матери грудь большая.
Она может поддерживать рукой всю грудь и, если необходимо, придерживать вверху грудь большим пальцем руки.
Положение 7: Ребенок правильно приложен к груди?
§ Признаки правильного прикладывания к груди (рис 4а):
- подбородок и нос ребенка касаются груди матери;
- рот ребенка широко открыт;
- нижняя губа вывернута;
- надо ртом ребенка видно больше околососкового кружка, чем подо ртом;
- его щеки округлены, сосательные движения передаются к вискам;
- грудь принимает округлую форму во время кормления.
§ Признаки неправильного прикладывания к груди (рис. 4б):
|
|
- подбородок ребенка не касается груди;
- рот открыт нешироко;
- губы вытянуты вперед или нижняя губа завернута внутрь;
- подо ртом ребенка видна такая же или большая по величине часть околососкового кружка, чем надо ртом;
- щеки напряжены или западают при сосании груди;
- ребенок издает «чмокающие» звуки при сосании груди;
- грудь во время кормления напрягается или вытягивается.
Рис. 4а. Ребенок правильно Рис. 4б. Ребенок неправильно