double arrow

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ РЕБЕНКА НА ВТОРОМ И ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ


Мы всегда сначала выясняем один вопрос: как вы считаете, до какого возраста мама должна кормить ребенка грудью? «Как на работу пойдет», «пока не будет готова мама», «чем дольше тем лучше» – это до 18 лет? Короче, мнения разошлись. На самом деле, все достаточно однозначно. Кормление ребенка грудью заканчивается на 4-м году жизни. Все строго определено биологией человека. И связано это со многими причинами.

Во-первых, это связано с формированием и становлением иммунной системы ребенка. Молоко матери в процессе кормления грудью претерпевает изменения. Становится все меньше и меньше питательных веществ в молоке, таких как жиры, белки, углеводы. Молоко представляет собой взвесь из гормонов, микроэлементов и иммуноглобулинов. После года состав молока меняется в сторону преобладания иммуноглобулинов и уменьшения питательных веществ. У нас малыш не имеет сформированной иммунной системы до 6-летнего возраста. И так и было предопределено, что поначалу он использует пассивный иммунитет матери.

Второй год кормления – это самый грудничковый возраст, когда ребенок, между прочим, самое большее время проводит у груди. Собственно говоря, в полноценный грудничковый возраст ребенок вступает с 8 месяцев только. До 8 мес. он только учится общаться с грудью. И мы как раз самые грудные, когда мы можем висеть на сиське часами, если мать есть под рукой. У молока полноценный состав, и ребенок им действительно питается.

К 4 году жизни становится больше не только иммуноглобулинов, но и других неспецифических защитных факторов. Для детеныша это является чрезвычайно большим подспорьем. Фактически с 2,5 лет до того момента, пока лактация не свернется окончательно, ребенок получает такую иммуноглобулиновую подпитку, когда одно прикладывание к груди равно введению 60-ти доз иммуноглобулина. Иммуноглобулины – это антитела, иммунитет. Иммуноглобулин – это такой препарат, его вводят, когда нужно резко поддержать иммунитет.

Вот ребенок выходит в эту стадию, и на 4 году жизни у него начинает угасать сосательный рефлекс. Если у нас все в порядке с психикой, то у нас сосательный рефлекс обязательно угаснет к 4 годам. Когда он это сделает – это его проблемы: все зависит от степени созревания нервной системы ребенка. Кто-то уже имеет этот результат к 3,5 годам, кто-то к 4-м. Дети, имеющие нарушения, могут сохранять этот рефлекс довольно долго, но это уже нехорошо. Это может быть свидетельством травмы или откровенной неполноценности. Как правило, с трех лет уже видно, что у ребенка есть какие-то страдания. Еще это может быть связано с шириной протоков. Если протоки широкие, то сосательный рефлекс будет сохраняться дольше, если узкие – то поменьше.

Какое это имеет значение для иммунной системы? Что примерно в течение года мы едим молоко такого состава. К 4 годам мы заканчиваем кормление грудью, а иммунитет у нас формируется к 6 годам. Соответственно, за этот год мы накапливаем пассивный иммунитет пролонгированного действия, который даст нам возможность спокойно дожить до 6 лет, пока не сформируется наша собственная иммунная система. И тогда мы оказались в абсолютной безопасности. Дать ребенку больше просто невозможно. Это и есть естественная иммунизация. Существует природная схема формирования иммунной системы, которая тесно связана с типом вскармливания.

Теперь: как это для мамы происходит? Мама, естественно, рассчитана на то, что она принадлежит к виду Homo Sapiens, что у нее есть такой ребенок, и ее молоко должно изменяться в соответствии с его возрастными потребностями. Так оно и меняется. И у женщины лактация переживает стадию становления, стадию зрелой лактации и стадию инволюции, то есть угасания функции. Становление лактации мы переживаем до 3 мес., когда у нас молоко приобретает полноценный состав и процесс становится отрегулированным. С 3 мес. примерно до 2–2,5 лет идет стадия зрелой лактации, когда молоко обладает наиболее полноценным составом. А потом и количество, и состав молока начинают меняться. Количество уменьшается, и когда женщина входит в стадию инволюции, она может не кормить ребенка в течение 12 часов и не переживать наполнение груди. Когда у нас идет глубокая инволюция, молоко вырабатывается только по требованию ребенка, то есть когда он начинает сосать. Оно всегда присутствует в молочной железе, но его никогда не бывает в огромных количествах. Мама может сутки-двое находиться вне контакта с ребенком, и наполнение груди не происходит. Потом она может прийти, и вскармливание возобновится. Когда ребенок полностью завершает кормление, мать не испытывает никакого напряжения по этому поводу, потому что у нее молока уже и нет.

Теперь давайте выясним, как это происходит чисто технически. Нет никаких сомнений, что эти процессы отражаются и в поведении. Мы говорили о том, что до 8 мес. ребенок учится общаться с грудью. Ребенок берет грудь в определенном ритме, учится прикладываться, учится сосать в разных позах. Как раз в этом возрасте очень часто встречаются отказы от груди, которые связаны с тем, что ребенок неудовлетворен поведением матери. А после 8 мес. отказы прекращаются. Если мы до 8 мес. дожили с сисей, там мы входим в грудной возраст, и у нас нет никаких проблем. У нас сися – это самая любимая вещь на белом свете.

Когда у нас ребенок учится общаться с грудью и как раз в 8 мес. вводится прикорм – здесь и возникает вопрос с тем, что количество дневных грудных кормлений должно сокращаться за счет отсутствия матери. Потому что примерно с 9 мес. полноценная женщина не сидит на одном месте, а ведет какую-то деятельность. Ребенок биологически рассчитан на это. Он знает, что мама должна по идее уходить, и он ждет этого. Тем, что она уходит, она дает ему возможность, во-первых, адаптироваться к другим людям, с которыми он остается, а, во-вторых, он приобретает возможность использовать пищу как еду, для насыщения. Ребенок как бы рассчитывает, что всю ночь он сосал с определенным ритмом, но вот мы проснулись, потянулись, посидели на ней, пока она не собралась, но вот она часиков в 11 утра куда-нибудь ушла по своим делам. Она отсутствует много, часов 6. А он остался с бабушками, тетушками и т.д. Поскольку мамы нету, то он, с ними общаясь, вынужден есть другую еду и использует ее как еду. Вот мама ходила, гуляла, делала свои дела, вот она пришла, и ребенок, зная о том, что ее не было, набрасывается на нее и сосет сисю. За час-полтора он насасывается, потом это входит в спокойный режим, и потом у него опять переход в ночной график, и потом днем повторяется то же самое. Если у нас мама днем никуда не уходит, а мы ждем, что она должна уйти с минуты на минуту и мы ее не увидим, то мы на нее вешаемся и сосем, сосем, сосем. А она все не уходит и не уходит. И вот мы сосем ее месяц, сосем два, а она все держится и не уходит никуда! Вот уже полгода мы ее сосем, а она опять! Наконец ребенок просто устает от этой ситуации, он берет маму за руку, выводит за дверь и говорит: «Мама, пока!» В ребенке это есть, он от вас ждет этого, и вот это безумное сосание и связано с тем, что вы все время мотаетесь у него перед глазами, а он ожидает, что вы должны уйти. Его природа говорит о том, что вы должны уходить с 9 мес. Вы должны отсутствовать 4-6-8 часов. Он ожидает, что это будет практически каждый день. Но это может происходить и через день, и через два. Ну вот вы не пошли собирать сегодня хворост, лень вам. Брать с собой его не нужно. Какая вам нужда брать с собой ребенка, у которого уже есть свои дела? 9-месячному малышу уже нет интереса постоянно за вами таскаться.

Мама, может, и живет другой жизнью, но из генома она не может вынуть эту информацию. Поэтому когда вы строите свою жизнь, то вы должны это учитывать. Потому что, что пишут мамы, у которых детям уже по полтора года, какие вопросы они задают в массовом порядке? Выйдите на любой форум. «Меня ребенок безумно сосет целый день. Прямо раскладывает меня на диванчике и перепрыгивает от одной сиси к другой». Я хочу сказать, что это такой глупый героизм, в самом деле. Потому что действительно он ожидает, что вы будете уходить. Вплоть до того, что бы будете и нанимать кого-то. Но вы смотрите и по своей ситуации: насколько с остервенением ребенок это делает. Потому что есть довольно спокойные дети, а есть дети, которые очень хорошо проявляют вот это поведение: они вешаются на мать и висят на ней. И честно ждут, когда же, наконец, свершится. А оно все никак не свершается.

Теперь давайте посмотрим, как реорганизация идет у детеныша. В 9 мес. мы начинаем требовать, чтобы мама уходила, и именно за счет того, что она уходит, у нас сокращается количество дневных прикладываний. То есть там бывают два варианта: либо мама уходит и не укладывает нас днем спать, и мы укладываемся спать с опекуном и ее не ждем. Либо, если мама есть на месте, то мы укладываемся с ней. И она в большинстве случаев у нас оказывается под рукой на время дневного сна. То время, когда мама должна присутствовать в 100% случаев – это время вечернего укладывания спать. И ночью. В общем-то, наверно, это и нормально. До 3-летнего возраста у нас есть ночные кормления и есть укладывание спать. С 2 лет само по себе укладывание на ночь может происходить и с другим человеком в том числе. Но когда мама пришла, она может взять спящего ребенка, он совершенно спокойно прикладывается, сосет, но и мама, по идее, уже нагуляла себе столько, что ей нужно сцедиться срочно. У ребенка как раз к 2,5–3 годам сохраняются единичные дневные прикладывания, когда у нас есть какая-то проблема – мы обиделись, ударились или еще что-то – и у нас сохраняются ночные прикладывания. Трехлеток даже днем не подходит: чтобы утешаться после обиды, ему не нужна грудь. У нас сохраняются только ночные кормления. Их сначала 4: на ночь, потом в 2 часа, потом в 4, 6 и в 8. 4–5 кормлений. И они начинают сокращаться. Постепенно уходит кормление, которое через 40 минут – 2 часа после засыпания. Может сохраняться в 4 или в 6, потом какое-то из них выпадает. Продолжительный ночной сон удлиняется. К 3 годам остаются 3 кормления: когда заснули, потом в 4 или в 6 часов и перед пробуждением. Заканчивается это тем, что мы начинаем засыпать без мамы, мы не просыпаемся ночью, и под утро нам это не надо, и вот уже неделю мы про нее забыли, потом вдруг вспомнили: «Мам, да я же, оказывается, сосу!» А мама говорит: «Нету!» Он говорит: «Ну и бог с тобой, золотая рыбка!» Вот так они и расстаются, собственно говоря. Если он не вспоминал 2 дня, значит он может об этом смело забыть. Вот если в этот же день вспомнил, или на следующий, тогда надо прикладываться еще какое-то время. Но если он начал вспоминать через день, значит, что через месяц он уже об этом забудет. У меня был случай, когда ребенок вспомнил, что он сосал грудь, через 2 недели. Он 2 недели об этом не вспоминал, потом сказал: «Мама! Чего-то не хватает!» Вот это как раз на 4-м году, после 3,5 лет. Очень большая разница между ребенком 3, 3,5 и 4 лет, и очень большая разница между четырехлетком и пятилетком. До 4 лет решают каждые полгода, а после 4 – каждый год, и это очень разные дети.

Самое главное, что мы должны были понять в этом деле – что есть такой биологический процесс, он идет таким образом, для этого он нужен, таким образом он распределяется. Нам придется заканчивать эту тему на следующем занятии. Единственное, что я хочу показать, – это как ребенок сосет. Я хочу показать, что ребенок после года во время сосания меняет позы, но положение головы у груди должно всегда сохраняться. Оно должно строго выдерживаться. Вот у нас основные позы для кормления грудью. Вот положение сидя, а вот это положение стоя. Если я стою, готовлю, а он ко мне подходит и говорит, что ему нужна сися. Я говорю, что не могу сейчас. Тогда он пододвигает табуреточку, на нее залазит, берет сисю.


Сейчас читают про: