Блюда прикорма даются перед кормлением грудью

С 7 мес.в рацион вводят желток куриного яйца, добавляя его в кашу или овощное пюре, а с 8 мес. – творог (вначале сочетают с женским молоком, позже – с кисломолочными смесями). С 6-7 мес. можно давать печенье, а затем сухарик белого хлеба, с 8 мес. вводится пшеничный хлеб.

Ко второй группе относятся не менее важные по своей пищевой ценности продукты, но они на первом году жизни даются в небольшом количестве, служат дополнением к блюдам первой группы, и их рекомендуемые объемы не следует превышать, чтобы не вызвать перегрузки незрелых систем усвоения и метаболизации этих продуктов. К ним относятся мясное и рыбное пюре (с 6-7 и 8-9 мес. соответственно), желток куриного яйца (с 7 мес.), творог (с 8 мес.), хлеб, печенье, сливочное и растительное масло.

Основной прикорм – это энергоемкие продукты и блюда более густой консистенции, с постепенно усложняющимся составом, которые являются самостоятельным питанием и постепенно могут заменить сначала одно, а затем и несколько кормлений грудью матери.

Основной прикорм

Обучающий прикорм

Введение прикорма – ответственный момент в жизни малыша. От правильной его организации во многом зависят темпы физического и психомоторного развития, состояния здоровья и сопротивляемость инфекционным заболеваниям, отсутствие дефицитных состояний. Это период во многих отношениях является критическим для ребенка.

Организация рационального питания на первом году жизни

Организация рационального питания на первом году жизни предусматривает:

- обеспечение полноценного и длительного вскармливания только (или преимущественно) грудным молоком не менее чем до 4, а лучше до 6 мес., с последующим введением продуктов прикорма;

- постепенное прекращение грудного вскармливания на втором году жизни естественным путем (лучше не позже 1,5 лет;

- своевременное введение прикорма, обеспечение ребенка разнообразными продуктами и блюдами с соблюдением рекомендуемых сроков и правил их введения;

- обучение ребенка и формирование навыков приема густой и плотной пищи, навыков опрятности и поведения за столом, навыков пользования столовой посудой, ложкой, чашкой; формирование вкусовых привычек и в целом навыков здорового питания;

- обеспечение безопасности продуктов прикорма.

Согласно принятой схеме первыми немолочными продуктами, с которыми знакомится ребенок первого года жизни, являются сначала фруктовый сок (рекомендуемый возраст введения – с 4 мес.), а затем фруктовое пюре (вводится через 2-3 недели после сока). Так как соки и фруктовое пюре вводятся первыми и открывают новый этап освоения навыков приема пищи, для них предлагается использовать термин «обучающий прикорм». Обучающий прикорм позволяет проверить готовность ребенка к принятию и перевариванию немолочной пищи, знакомит ребенка с разными ощущениями вкуса и консистенции еды, тренирует механизмы обработки более густой пищи. Эти виды прикорма практически не вносят вклада в количество потребляемой энергии, поэтому даются дополнительно к основному рациону. Они не должны снижать потребление грудного молока (или его заменителей). После адаптации к этим продуктам и при их переносимости назначается основной прикорм.

Все блюда и продукты основного прикорма можно разделить на 2 группы.

К первой относятся блюда, которые по пищевому составу и энергетической ценности могут заменить полный разовый объем грудного молока ( энергетически значимый прикорм). К ним относятся: овощное пюре (вводится с 5 мес.), молочные каши (с 6 мес.), пресные и кислые последующие детские молочные смеси, кефир и йогурт (после 8-10 мес.).

Во втором полугодии дети кормятся 5 раз через 4 часа с 8-часовым очным перерывом.

В качестве первого основного прикорма можно использовать либо овощное пюре, либо молочную кашу, но лучше овощное пюре. Но, если ребенок плохо набирает массу, имеет неустойчивый стул, склонность к срыгиванию, имеет признаки рахита, анемии и др., целесообразно вначале ввести в рацион питания несладкую молочную кашу промышленного выпуска, обогащенную железом, цинком и др., а затем овощное пюре.

Первое блюдо основного прикорма (овощное пюре) вводится в среднем с 5 мес. жизни в утреннее кормление (10.00), начиная с малого объема. Ежедневно объем порции увеличивают, соответственно уменьшая количество грудного молока (или его заменителей). Введение первого прикорма и адаптация к нему занимают 3-4 недели. Овощное пюре может частично или полностью заменить одно из кормлений грудью матери.

После этого вводится второе блюдо прикорма (молочная каша, как правило, рисовая) – в среднем с 6 мес. в утреннее кормление (10.00), а прием овощного пюре переноситься на 18.00. Введение молочной каши также начинают с малого количества и постепенно доводят до нужного объема. Каша хорошо сочетается с фруктовым пюре. Молочная каша (до 150 г.) и фруктовое пюре (50 г.) могут частично или полностью заменить еще одно из кормлений грудью матери. Введение молочной каши и адаптация к этому блюду занимают 2-3 недели.

Период введения прикорма одновременно является периодом снижения потребления грудного молока. Через 2 мес. после введения двух видов основного прикорма, т.е. к 7-8 мес., можно полностью заменить два кормления грудью матери (или заменителями): одно-овощным пюре, а второе – молочной кашей с добавлением фруктового пюре. Целесообразно это два вида прикорма разделить, обеспечив между ними кормление грудью матери (в 14.00), для поддержки лактации. И кроме того, по желанию матери для сохранения лактации можно прикладывать ребенка к груди после приема блюд прикорма.

С 6-7 мес. вводят в рацион мясное, а с 8-9 мес. – рыбное пюре (2 раза в неделю вместо мяса), сочетая эти виды прикорма с овощным пюре. С введением мясного пюре кормление в 10.00 приобретает вид обеда (мясо+овощи), а кормление грудью матери переносится на 18.00. С 8-9 мес. в обед в рацион питания могут быть введены в небольшом количестве (30-50 мл.) овощные супы, завершая формирование обеда на первом году жизни. С 10-11 мес. мясо дают в виде фрикаделек, в к концу первого года – в виде паровых котлет или суфле.

К 8-10 мес. можно частично или полностью заменить третье кормление грудью матери (в 18.00) кисломолочными продуктами или детскими видами кефира, йогуртов. В это же кормление можно дать творог (в максимальном объеме 50г.) или фруктово-молочное пюре.

Таким образом, к 8-10 мес. уже 3 из 5 грудных кормлений могут быть заменены блюдами и продуктами прикорма, а в оставшиеся утреннее (6.00) и вечернее (22.00) кормления сохраняется грудное молоко (или молочные смеси). Хотя количество молока во втором полугодии жизни прогрессивно уменьшается, оно продолжает обеспечивать существенную долю энергетических и пищевых потребностей ребенка.

Полное завершение грудного вскармливания происходит естественным путем по желанию матери в сроки от 12 до 24 мес. жизни ребенка (лучше не позже 1,5 года). Оставшиеся кормления грудью матери после первого года жизни заменяют модифицированным молоком (специализированные детские молочные смеси для питания ребенка 2-3 – го года жизни).

Правила введения прикорма:

2. Каждое новое блюдо или продукт прикорма водить с малых количеств, постепенно доводя до нужного объема

3. Консистенция блюд прикорма меняется постепенно в зависимости от возраста ребенка, проходя последовательно этапы – сначала гомогенная (4-6 мее.), затем пюреобразная и мелкокусочковая (7-9мес.), к концу года (10-12 мес.) – более плотная и крупнокусочковая.

4. Недопустимо одновременное введение более одного нового блюда прикорма (переходить к другому виду прикорма после того, как ребёнок привык к предыдущему).

5. Соблюдать принцип «от простого к сложному». Вначале нужно вводить блюда прикорма из одного вида продуктов (однокомпонентные), после привыкания вводят другие виды данной группы по одному на протяжении 3-5 дней подряд, затем смеси из 2-3-х и более видов данной группы (поликомпонентные), к которым ребенок привык, а затем дополняют новыми видами.

6. Начинать введение прикорма следует только здоровому ребенку ( отложить при заболевании, проведении профилактики прививок, в жаркое время).

7. Новые продукты прикорма лучше вводить в утренние часы, чтобы проследить за реакцией ребенка (наблюдать за поведением, самочувствием, характером стула, состоянием кожи и др.).

8. Блюда прикорма даются в теплом виде.

9.Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его индивидуальные предпочтения. Обеспечить возможность самостоятельного выбора ребенком, какие продукты и сколько ему есть.

10.Приучать ребенка есть из ложки (с 4-6 мес.), а с 7-9 мес. – пить из чашки.

11.Следует проявлять по отношению к ребенку ласковое внимание, терпение и настойчивость. При отказе ребенка от нового продукта при первом введении его следует предлагать ежедневно в течение 8-10 дней – для знакомства. Продолжать введение до 10-15 дней для закрепления навыков потребления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: