Тема 1. Характерные особенности теории и практики управления.
Деятельность человека и потребность в управлении. Место управления в системе общественного производства. Сущность и содержание теории управления, особая сложность и актуальность теории и практики управления. Цели и функции теории управления. Проблемы менеджмента в условиях политического и экономического кризиса. Новые требования к управлению (менеджменту) в условиях перехода к рыночным отношениям. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Сущность управленческой деятельности, ее особенности. Понятие и назначение организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
Тема 2. Эволюция и достижения управленческой мысли.
Развитие теории и практики управления: древний период, индустриальный, период систематизации и информационный период. Эволюция управления как науки. Этапы развития теории и практики управления в ХХ веке. Теория систем. Метод анализа ситуаций. Ситуационный подход. Процессный подход к управлению.
|
|
Тема 3. Теоретические основы управления (менеджмента) в условиях перехода к рыночным отношениям.
Принципы как объективная основа хозяйственного руководства. Основные принципы управления - единство политического и хозяйственного руководства; демократический централизм; система единоначалия и коллегиальности управления: материальное и моральное стимулирование труда; отраслевые и территориальные подходы к организации управления; сочетание прав, обязанностей и ответственности. Содержание централизованной и децентрализованной форм управления. Роль государства в управлении экономическим механизмом. Связь принципов управления с процессами, происходящими в экономике страны.
Понятие методов управления. Система управления и классификация методов управления: административные (организационные), экономические, социально-психологические и воспитательные. Преимущества и недостатки существующих методов управления. Механизм воздействия. Совершенствование управления, в части методов.
Функциональное разделение управленческого труда - понятие функций управления, сущность, назначение и взаимосвязь функций управления. Классификация и характеристика основных функций управления: планирование, организация, мотивация, контроль.
Структура и формы организаций. Классификация организационных структур управления. Линейная структура. Функциональная структура. Линейно-функциональная (штабная) структура. Матричная структура. Преимущества и недостатки организационных форм управления.
Тема 4. Технология разработки, принятия и реализации управленческих решений.
|
|
Понятие управленческого решения. Решение как главный элемент управленческой деятельности. Директивно-обязательный характер управленческого решения. Классификация управленческих решений. Основные этапы и условия принятия рационального решения. Факторы, которые могут исказить решение. Этапы и условия реализации принятого решения.
Тема 5. Кадры управления в условиях рыночной экономики.
Понятие и классификация кадров управления. Значение (роль) руководителей и специалистов в управлении. Соответствие кадров управления современным задачам развития производства и общества. Основы кадровой политики на предприятии. Содержание кадровой работы: определение потребности, подбор персонала, подготовка и повышение квалификации, обеспечение рационального использования трудовых ресурсов. Проблемы модели менеджера. Качества хорошего руководителя, необходимые для успешной работы. Основы кадрового менеджмента в условиях рыночной экономики. Перекосы в кадровой политике. Активизация человеческого фактора.
Тема 6. Рациональная организация управленческого труда как условие результативной работы менеджера.
Значение и пути реализации управленческого труда. Понятие НОУТ; характеристики современного состояния организации труда руководителей и специалистов, основные недостатки управленческого труда. Предпосылки рациональной организации управленческого труда.
Рациональная организация и проведение деловых совещаний, приемов, обходов. Совещание как один из важных и дорогих видов управленческого труда. Основные недостатки и практические рекомендации в проведении совещаний. Прием посетителей- значение, недостатки, основные правила организации приемов. Рекомендации по проведению обходов территорий предприятий.
Понятие и рационализация использования рабочего времени. Значение данной проблемы для руководителей и специалистов. Анализ использования времени. Принципы и правила использования времени. Система планирования, практические рекомендации по рациональному использованию времени руководителями и специалистами
Рациональная организация рабочих мест работников управления. Составляющие рациональной организации рабочего места: планировка, порядок, оснащение, освещение, оформление, озеленение; – требования и рекомендации.
Рациональная организация работы менеджера (специалиста) с документами. Экономический, психологический и юридический аспекты проблемы. Причины появления «лишних» бумаг на столе руководителя и рекомендации по их устранению. Алгоритм решений, принимаемых руководителем
Рациональная организация секретариата. Значение рациональной организации секретариата. Основные недостатки и рекомендации по организации работы секретариата на предприятии.
Тема 7. Экономическая эффективность управления.
Понятие, сущность и содержание эффективности управлении и управленческого трула. Определение экономической эффективности управления.
Тематический план.
№ | Тема занятий | Учебное время (кол-во часов) | Форма проведения занятий | Цель занятий | Содержание основных вопросов |
Характерные особенности теории и практики управления. | лекция | Знакомство с курсом, его местом в системе наук, особенностями управленческого труда | Теория управления – понятие, значение, роль, особенности. Новая управленческая парадигма. | ||
Эволюция и достижения управленческой мысли | лекция | Анализ развития управленческой мысли в целом на протяжении организованной деятельности человека | Четыре этапа эволюции управленческой мысли: древний, индустриальный, систематизации, информационный. | ||
Теоретические основы управления (менеджмента) в условиях перехода к рыночным отношениям. | лекция | Освоение фундаментальных понятий управления | Принципы управления. Система методов управления. Функции управления. Структура управления. | ||
Технология разработки, принятия и реализации управленческих решений. | лекция | Освоение технологии принятия и реализации рационального управленческого решения | Управленческое решение – понятие, значение, роль, требования, директивно-обязательный характер. Этапы и условия разработки, принятия и реализации решения | ||
Кадры управления в условиях рыночной экономики | лекция | Анализ современного состояния кадров управления, знакомство с кадровой политикой предприятия | Понятие, значение кадров. Кадровая политика предприятия. Модель руководителя. Активизация человеческого фактора в управлении. | ||
Ситуационная игра «Кораблекрушение» | практическое занятие | Тренировка аналитического мышления | Определение степени выраженности качеств, необходимых в профессиональной деятельности | ||
Рациональная организация управленческого труда как условие результативной работы менеджера. | лекция | Знакомство с понятием самоменеджмент и его ролью в деятельности руководителей, освоение навыков и умений личного менеджмента | Значение и пути реализации управленческого труда. Рациональная организация и проведение деловых совещаний, приемов, обходов. Понятие и рационализация использования рабочего времени. Рациональная организация рабочих мест работников управления. Рациональная организация работы менеджера (специалиста) с документами. Рациональная организация секретариата | ||
Профессиональные навыки и умения менеджера | семинар | Объединить пройденный материал, с точки зрения успешной работы руководителей и специалистов | Необходимые для работы навыки и умения менеджера, их развитие на основе природных задатков. | ||
Экономическая эффективность управления | лекция | Анализ экономический эффективности управленческой деятельности, освоение навыка ее определения | Понятие, сущность и содержание эффективности управлении и управленческого труда. Определение экономической эффективности управления. |
Всего аудиторных занятий – 16
|
|
|
|