Механизм возникновения новых правил

Любые институциональные изменения связаны с совершением действий участниками рынка. Такие действия могут быть:

· целенаправленными,

· спонтанными.

Установление новых правил игры и правил контроля может рассматриваться как результат целенаправленных действий группы участников (например властвующей элиты или хозяйственной олигархии). Они могут «внедрять» новые институциональные формы с помощью широкого арсенала средств — опираться на интересы участников рынка, прибегать к административному принуждению, задействовать разного рода манипулятивные техники. Характерно, что такая деятельность не ограничивается утверждением новых формальных правил. Ее конечная цель нередко простирается дальше — к изменению неформальных устоев. Так, например, советская партийная элита не только уничтожала частную собственность как правовую форму хозяйства, но и вполне целенаправленно пыталась искоренить элементы частнособственнического поведения. Подобно этому проводники российских либеральных реформ 1990-х гг. не только из­меняли формальные права собственности путем приватизации, но и ставили своей целью воспитание новых типов отношения к собственности.

Приверженцы парадигм целенаправленного действия, присущих государственному социализму и радикальному либерализму, сходны в своей склонности действовать с чистого листа и конструировать мир в соответствии с разработанной ранее моделью. Такому взгляду про­тивостоит концепция эволюционного рационализма (Й. Шумпетер, Ф. Хайек), которая позднее развивалась в рамках эволюционной теории институтов Р. Нельсона и С. Уинтера, институционализма Дж. Ходжсона[136]. Согласно этой концепции появление и развитие институтов есть результат спонтанной самоорганизации, проистека­ющей из рациональных действий множества независимых участников рынка.

С нашей точки зрения, процесс институциональной динамики со­четает механизмы целенаправленных и спонтанных действий. А новые правила возникают в процессе сложного ступенчатого взаимодействия между участниками рынка и теми, кто призван контролировать соблюдение условий игры. Каков механизм этого взаимодействия?

Любая выработка новых правил игры, разделяемых основными участниками рынка, — достаточно сложный процесс, связанный с превращением абстрактных предписаний в реальные модели стабильного взаимодействия[137]. Этот процесс не происходит абсолютно стихийно или автоматически и, тем более, не совершается в один прекрасный момент. Все превращения опосредуются практиками и стратегиями хозяйственного действия и служат их институциональным воплощением. Как это происходит? Сначала наблюдается сдвиг в восприятии конкурентной ситуации участниками рынка и конт­ролирующими структурами. Чаще всего он возникает под воздействием внешних, привходящих условий. Конечно, изменения во внешней среде происходят постоянно. Но в какой-то момент улавливаемым сигналам придается знаковый смысл, приходит понимание (сначала интуитивное, потом осознанное) того, что «настало время менять». Далее в дело вступает механизм утверждения правила, который, в свою очередь, может быть стихийным или согласованным. В основе первого лежит возникновение типических действий, а в основе второго — выработка конвенций.

Стихийное утверждение нового правила происходит следующим образом: сначала появляются отдельные участники рынка (институ­циональные инноваторы), которые начинают вести себя иначе, чем другие. Действия этих инноваторов превращаются в типические действия широкого круга участников. Они либо напрямую заимствуют у инноваторов приглянувшиеся образцы поведения и имитируют их, либо независимо друг от друга поступают сходным образом — просто в силу воздействия одних и тех же импульсов, порожденных из­менениями конкурентной ситуации.

В противовес этому стихийному порядку согласованное утверж­дение нового правила предполагает не просто наблюдение за действиями других участников рынка, но их непосредственное взаимодействие, в процессе которого возникают элементы договоренности об условиях следования этому правилу. Сначала такие договоренности могут быть частным делом двух-трех компаний, затем с расширением круга взаимодействующих компаний возникают конвенции, разделяемые многими участниками рынка. Когда же эти конвенции подкрепляются регулярным мониторингом их соблюдения и соответствующими санкциями, возникает правило в собственном смысле слова.

Как осуществляется процесс согласованных институциональных изменений? Он проходит через несколько этапов, включающих:

· обмен сигналами между заинтересованными сторонами;

· практические шаги контрагентов навстречу друг другу;

· постоянное согласование ими своих действий на ближайшую перспективу;

· поддержание контрагентами принятых правил игры.

Заинтересованные стороны (конкурирующие компании, представители бизнеса и государства) внимательно следят за действиями друг друга. Этот постоянный мониторинг необходим для корректировки деловых и политических стратегий. Институциональная транс­формация начинается с простого акта — обмена сигналами между сторонами, свидетельствующими об их намерениях что-то изменить и о готовности к этим изменениям. На рынках обычно первоначальные сигналы исходят от его ведущих участников или их объединений, а во взаимоотношениях бизнеса и государства (по крайней мере, в России) первоначальный импульс чаще всего исходит от государства[138].

Однако, если подаваемые сигналы будут сводиться к декларациям, озвучиваемым на публичных мероприятиях или в средствах массовой информации, то никто их всерьез скорее всего не воспримет. Они должны быть подкреплены какими-то практическими шагами. Эти шаги вовсе не обязательно должны иметь радикальный характер и в корне менять ситуацию. Их главное назначение — быть видимыми для контрагентов. И пусть сами по себе эти шаги не влекут за собой существенных изменений, с их помощью заявляются намерения и обозначается генеральная тенденция, призванная лечь в основу новой концепции контроля на определенных рынках. Такими практическими шагами со стороны российского правительства можно считать, например, частичное снижение в 2000 г. ставок таможенных пошлин. Фундаментальных сдвигов оно не произвело, однако продемонстрировало намерения государства ступенчато снижать налоговое бремя. И бизнес ответил адекватно. Хотя никакой полной его легализации, разумеется, не произошло, однако платить налоги в казну стали несколько больше. Только взаимное встречное движение контрагентов способно дать долгосрочные и стабильные результаты.

Чтобы снизить риски отсутствия координации, такое встречное продвижение, помимо использования политических и рыночных «сиг­нальных систем», нуждается в непосредственном (очном) согласова­нии. Иными словами, стороны должны садиться за стол переговоров. Более того, они должны периодически возвращаться за него для обсуждения своих позиций и укрепления взаимного доверия: для то­го чтобы подвигнуть контрагентов на выработку ясных правил игры и следование этим правилам. Это невозможно без организации специальных «договорных площадок», на которых относительно регулярно встречаются представители компаний и представители контроли­рующих органов. Для этого, в свою очередь, требуется политическая организация бизнеса в виде деловых ассоциаций, ибо каждая отдельная компания оказывается недостаточно сильной, чтобы выходить на те уровни государственной власти, где принимаются решения, и устанавливать сколь-либо стабильный порядок взаимодействия с представителями власти.

После достижения договоренностей (формальных или неформальных) нужен взаимный контроль за соблюдением выработанных и принятых правил, предполагающий изрядную степень взаимной открытости. Наконец, требуются особые меры воздействия на прямых нарушителей конвенций и «безбилетников», которые уклоняются от присоединения к ним. Но для начала ведущие участники рынка и представители государства, предлагающие правила игры, должны следовать этим правилам сами (что тоже случается далеко не всегда).

Далее различается также и порядок введения новых формальных правил с точки зрения принципов участия в нем. Прежде всего, этот порядок может быть:

· общим,

· экспериментальным.

Общий порядок предполагает введение формальных правил, которые обязательны для всех участников того или иного рынка, независимо от их статуса и возможностей. Экспериментальный порядок, напротив, вводится на добровольной основе и предполагает возникновение параллельных институциональных режимов, когда новые формальные правила соседствуют со старыми (например упрощенная система налогообложения сосуществует с обычной). В дальнейшем, после технологической отработки, он может быть трансформирован в общий порядок, сохранен в качестве особого порядка или отменен как не оправдавший надежд. В свою очередь, по принципам участия экспериментальный порядок делится на две категории:

· закрытый,

· открытый.

Закрытый принцип участия означает, что присоединение к эксперименту осуществляется на разрешительной основе — нужно попасть в какие-то особые списки, продемонстрировав соответствие не­ким формальным критериям (например «уполномоченный импортер» или «стопроцентный иностранный инвестор»). В противоположность этому открытый принцип участия предполагает свободное присоединение к экспериментальному порядку на заявительной основе. Он представляет своего рода институциональный компромисс — между общим и преференциальным порядками утверждения новых формальных правил (см. рис. 7.1).

 
 


Рис. 7.1. Порядок введения новых формальных правил


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: