Таможенное регулирование

Переходя в область таможенной политики, мы разделим существующие здесь текущие и стратегические проблемы. Начнем с текущих вопросов.

Основным среди них на момент исследования являлся вопрос оп­ределения таможенной стоимости. Его нерешенность, по мнению руководителей компаний, сдерживала дальнейший процесс легализа­ции ВЭД. В сфере электробытовой техники основные надежды связывались с введением в действие летом 2002 г. приказа ГТК России № 430, позволявшего официальным дилерам декларировать таможен­ную стоимость по инвойсам заводов-изготовителей[213]. Естественно, сразу возник вопрос о том, как определять «ведущих производителей». Если в сфере автомобильного производства число известных торговых марок ограничивается двумя-тремя десятками наименований, то в сфере электробытовой и компьютерной техники все обстоит намного сложнее.В этой связи одно из предложений предпринимателей заключалось в том, чтобы считать обязательным критерием дифференциации операторов наличие зарегистрированного в Российской Федерации торгового представительства, готового принять обратно и заменить партию некачественного товара и тем самым предоставляющего потребителю гарантии качества. Прочих предлагалось отсекать от этого режима.

Что касается порядка таможенного оформления, то отметим использование упрощенных процедур контроля, которые вводились для наиболее надежных и стабильных компаний, входящих в соответствующие «белые списки». Вокруг этих списков, вполне естественно, велась непрерывная борьба, ибо попадание в них значило для компаний нечто большее, нежели в прежние времена вывешивание портрета на «Доске почета». И задача любой деловой ассоциации состояла в том, чтобы они не составлялись без участия ее экспертов.

Нужно признать, что составление любого рода списков связано с очевидными трудностями и порождает возможности для произвола[214]. И следовательно, требуются четкие и прозрачные критерии, по­зволяющие отсекать сомнительные фирмы. Например, при составле­нии «белых списков» в 2002 г. использовались 16 таких критериев. Среди них наиболее простым и надежным критерием, на наш взгляд, является срок деятельности фирмы на рынке без серьезных наруше­ний при таможенном оформлении. Его использование в качестве главного критерия может способствовать отсечению подставных фирм. Дополнительным критерием способна стать специализация поставок, выражающаяся в степени однородности ввозимых товаров. Это помогло бы отодвинуть так называемые «пылесосы» — трудно контролируемые компании, завозящие все вперемешку.

Но главная линия в данном отношении виделась в том, чтобы развивать порядок предварительного декларирования, окончательно от­работать его технологию и сделать обязательным для всех, переведя из экспериментального в общий режим.

Желательным элементом реализации данного порядка являлось также ограничение числа мест доставки грузов (например, в мае 2002 г. по электробытовой технике таких мест было более шестидесяти, что существенно затрудняло возможности контроля).

Если говорить о стратегических проблемах в области таможенной политики, то в их числе следует упомянуть:

· ступенчатое снижение ставок таможенных платежей, компенсируемое одновременным повышением объема ввоза по мере легализации ВЭД[215];

· установление единых правил определения таможенной стоимости для всех компаний[216];

· продолжение политики по вытеснению «черных» и «серых» схем;

· повышение стабильности и прогнозируемости изменения правил таможенного контроля[217].

Фундаментальная проблема, по нашему мнению, заключалась в том, что система таможенных платежей крайне не унифицирована. В ней существовало множество различий, создающих благодатную почву для разного рода манипуляций. К ним относились различия:

· ставок таможенных платежей на разные товары,

· «приказных» цен на один и тот же товар,

· процедур таможенного оформления для разных групп участников ВЭД.

Неотработанность системы товарных кодов, позволяющая выбирать, по какой позиции записать данный товар, также расширяла возможности для использования «серых» схем.

Что следует делать в данном направлении? С одной стороны, нужно совершенствовать систему товарных кодов, чтобы все фиксировалось более четко и не возникало дополнительных оснований для манипуляции. С другой стороны, нужно унифицировать платежи. Причем, как мы уже отмечали в тринадцатой главе о параллельных институциональных режимах, в реальной практике унификация путем усреднения таможенной стоимости, так или иначе, происходила относительно стихийным образом — на основе полуформальных соглашений между таможенными органами и участниками ВЭД, в результате чего множество цен в конечном счете сводилось к какому-то одному фиксированному уровню, будь то минимальная цена за единицу товара или минимальная плата за машину с таким товаром.

Представляется, что унификация платежей должна касаться не только приказных цен и порядка декларирования стоимости, но и самих ставок таможенных платежей. В начале налоговой реформы в 2000 г. их число уменьшили с семи до четырех. Далее процесс остановился. Между тем единая ставка таможенного платежа (5%), бытовавшая в советское время и на заре постсоветских реформ, — не такое уж плохое дело. Существовали и подобные успешные примеры из международной практики (например опыт Чили).

Здесь возникал вопрос, а не пострадают ли от такой унификации отечественные производители, скажем, если выровняется плата за комплектующие и готовую продукцию? Соглашаясь с нашими респондентами, мы полагаем, что куда важнее — закрыть «дыры» на таможне и заставить вносить единую умеренную плату всех, без всяких исключений. Если бы удалось на этой основе приостановить поток дешевой полуконтрабандной продукции, отечественные производители, несомненно, выиграли бы.

И последний вопрос, касающийся повышения объема платежей в процессе легализации ВЭД. Здесь, по мнению предпринимателей, также содержался предмет для переговоров. Мы уже говорили о том, что руководители ведущих компаний, в принципе, изъявляли готовность вносить бóльшую лепту в государственный бюджет. Но они не могли заплатить двойную или тройную цену сразу, был необходим некий переходный период. Именно поэтому выражались настойчивые пожелания по поводу того, чтобы платежи росли не скачкообразно, а постепенным и прогнозируемым образом, для чего и требовалось постоянное взаимодействие организованного бизнеса с представителями государственных органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: