Налоговая политика

В сфере налоговой политики столкнулись две принципиальные позиции. Сторонники первой высказывались в пользу радикального снижения налоговых ставок (единого социального налога — до 20%, НДС — до 10%, и т.п.). По существу, они предлагали рассчитать уровень эффективных платежей на уровне тех, что реально платились в среднем и снизить официальные ставки примерно до этого уровня. В результате можно было бы не только побудить компании к выходу из «тени» и получить достоверную статистику, но и увеличивать объемы платежей за счет растущего легального оборота.

В связи с этим мы спрашивали руководителей компаний, каким виделся порог издержек, приемлемый для того, чтобы платить все (или почти все) по закону. В части таможенных платежей называлась минимальная пятипроцентная ставка. Отдельно указывалось на желательность отмены фиксированных («экюшных») пошлин на «приказ­ные» товары. Что же касается НДС, то его предлагалось сократить, как минимум, вдвое. В итоге примерная оценка приемлемого совокуп­ного платежа (таможенных платежей и НДС) оказывалась на уровне 15%. Это превышало уровень реальных платежей в бюджет на то время, но оказывалось значительно меньше их официальной ставки. Данная величина обозначала компромиссный уровень, вокруг которого предлагалось построить новую конвенцию между бизнесом и государством, когда бизнес будет повышать объем платежей в государственный бюджет при условии встречного снижения их официальных ставок.

Вторая альтернативная позиция, которая нам кажется более реалистичной, состояла в признании того, что столь радикальные меры, даже при условии убедительных расчетов, вряд ли возможны. Подобные проблемы вообще не решаются одним махом. Во-первых, вряд ли фискальные органы когда-либо пойдут на столь решительный шаг без уверенности в том, что снижение доходов государственного бюджета будет немедленно компенсировано дополнительными поступлениями. Во-вторых, не факт, что такая решительная мера сработает в должной степени, и участники рынка начнут солидарно увеличивать свои платежи в бюджет. Поэтому генеральный принцип в сфере налоговой политики, на наш взгляд, состоял в борьбе за ступенчатое снижение ставок основных налоговых платежей.

Прежде всего, речь шла о налоге на добавленную стоимость. Пред­принимателей постоянно дразнили слухами о его сокращении. В по­литических обсуждениях объявлялись разные цифры: снижение НДС с 20 до 18, 17 или даже 15%. Но решения по этому вопросу постоянно откладывались.

Руководителями компаний неоднократно высказывались суждения о несправедливости пятипроцентного налога с продаж, который уплачивался розничной торговлей и отчасти дублировал НДС. Казалось бы, вопрос не заслуживал пристального внимания, ибо данный налог должен быть отменен с 2004 г. Но опрошенные нами предприниматели не верили обещаниям о его скорой отмене. Поэтому и в данном случае предлагалось ступенчатое (но неумолимое) его сокращение в течение ряда лет[218].

Серьезное ступенчатое снижение, по мнению руководителей, должно было бы коснуться и ставок единого социального налога, во­круг которого кипели непрекращающиеся дебаты. Вносились также предложения передвинуть планку регрессивной шкалы налогообложения по ЕСН. При этом признавалось, что подобные меры должны сопровождаться усилением контроля за использованием зарплатных схем и теневого обналичивания средств, чтобы выравнивать условия для участников рынка[219].

Мы задавали вопрос и о целесообразности уплаты НДС не на стадии таможенного оформления, а на более поздней стадии, и перечисления его соответственно не ГТК, а Министерству по налогам и сборам, чтобы не замораживать средства до их возмещения по данному налогу. Но подобная мера, по мнению опрошенных руководителей компаний, могла дать двоякий эффект. С одной стороны, ускорился бы процесс легализации деятельности на стадии таможенного контроля, но, с другой стороны, активизировались бы схемы ухода от НДС на последующих стадиях. В итоге производители и дистрибуторы отечественной продукции проиграли бы в силу относительного сокращения платежей по импортной продукции.

Предприниматели высказывали мнения по поводу разного рода налоговых льгот. Доминировала следующая позиция. Нужно отменять льготы, касающиеся отдельных отраслей и групп предприятий, ставящие их в привилегированные условия (в этом смысле отмена налоговых льгот даже более важна, нежели снижение самого уровня налоговых платежей). Одновременно в качестве общего принципа экономической политики рассматривалось введение налоговых льгот, приводящих к снижению совокупной налоговой нагрузки. В этом отношении, например, предлагалось восстановить ликвидированные ра­нее инвестиционные налоговые льготы (причем независимо от отраслевой принадлежности предприятий).

Среди прочих предпринимателями выделялась проблема списания на себестоимость фактических потерь, имевшая особую важность для розничной торговли.

В период проведения исследований активно обсуждались меры, касающиеся политики поддержки малого бизнеса. И хотя большинство опрошенных нами компаний к малому бизнесу уже не относилось, позиция их руководителей была для нас интересна. В целом они выступали в поддержку этих мер. Так, в частности, выражалось позитивное отношение к упрощенной системе налогообложению ма­лого бизнеса [220]. Хотя в этой области столкнулись два разных мнения. С одной стороны, говорилось, что к введению особых условий для каких-то категорий предприятий нужно подходить осторожно, ибо оно означает отклонение от принципов рыночной конкуренции (не­однократно подчеркивалось, что бизнес есть бизнес, независимо от его размеров). Поэтому если и вводить особый режим, то, действительно, только для самых мелких фирм, которые не могут обеспечить себе квалифицированную бухгалтерскую поддержку и где относительные издержки ведения полного финансового учета непомерно высоки. С другой стороны, идея упрощенной системы налогообложе­ния поддерживалась как верный общий принцип экономической по­литики, который вполне может быть распространен и на средний бизнес. Основная цель, таким образом, виделась предпринимателями не столько в поднятии планки объема годового оборота предприятия (например с 10 до 15 или 20 млн. руб., как это дискутировалось в 2002 г.), с тем чтобы больше предприятий подпадали под особый ре­жим налогообложения, а в том, чтобы упростить общую систему на­логообложения для всей массы предприятий.

Несомненно, поддерживалась возникшая еще в конце 1990-х гг. в связи с необходимостью поддержки малого бизнеса идея единого налога на вмененный доход для торговых предприятий, который привязан к какому-то прозрачному показателю (например размеру торговых площадей). Считалось, что с помощью этого налога можно заставить платить в бюджет те мелкие фирмы и индивидуальных предпринимателей, которые фактически этого не делали. Для таких мелких розничных операторов данный налог даже предлагалось сделать обязательным. Но и более крупным компаниям он тоже мог быть ин­тересен[221]. Другое дело, что введение при расчете налога массы поправочных коэффициентов в зависимости от сферы деятельности предприятия, местоположения его торговых площадей порождало до­полнительные сложности и возможности для бюрократического про­извола. Тем не менее идея расширения сферы действия данного порядка налогообложения также оценивалась позитивно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: