Освоений учебной дисциплины

2.4.1. Образовательные технологии

Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) изучает основы безопасности человека в частности и человечества вообще во всех сферах жизнедеятельности. Последняя включает повседневную деятельность, трудовую деятельность и отдых, то есть способ существования человека и человечества. Это далеко не только охрана труда и меры безопасности. Начиная изучать данную дисциплину, следует обращать внимание на ее связь со многими науками, знание которых необходимо. Это общая, молекулярная и ядерная физика, электротехника, медицина, экология, природопользование, астрономия и многие другие дисциплины.

В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции с элементами проблемного изложения, коллоквиумы, учебные конференции, семинары, практические занятия, консультации, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности, мультимедиа- и компьютерные технологии.

В Модуле 1 необходимо дать подробные определения новым терминам и понятиям, на которых базируется дисциплина ОБЖ. К ним относятся: понятие опасности и безопасности. Потенциальная опасность любой деятельности человека. Общество риска. Понятие об опасных и вредных факторах. Классификация опасностей. Методы и средства обеспечения безопасности. Параметры, характеризующие наличие опасности. Риск как математическое понятие, характеризующее вероятность неблагоприятного события. Концепция приемлемого риска на современном этапе НТР. Следует сказать, что риск опасности и травматизма существует в любой профессии и в любой момент. В некоторых он очень велик (космонавтика, авиация и атомная энергетика), а в других – меньше. Необходимо обеспечить очень высокую надежность всех конструкций.

Модуль 2. В теме 2. после перечисления негативных факторов окружающей среды и их разъяснения, необходимо дать определения врожденной и приобретенной системы человека от опасностей. Следует показать опасность чрезмерных стрессов, и что стрессы в жизни необходимы, но в разумных пределах. Подробно необходимо остановиться на условиях выживания в различных экстремальных условиях (в горах, лесу, пустыне и т. п.).

В теме 3. основное внимание направить на поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера, характеристику поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера, методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.

В Модуле 3 особое внимание студентов следует обратить на формулировку здорового образа жизни (ЗОЖ) и необходимость его соблюдения. Большое внимание надо обратить на недопустимость употребления наркотиков, курения и алкоголя, особенно для девушек, а также на отрицательные последствия в случае не соблюдения советов.

В теме 4 необходимо подробно остановиться на темах характеров по Гиппократу – Галлену. Следует показать, что в практической работе эту информацию необходимо использовать, а также привести примеры того, что знаменитые люди были с различными типами характера (И. А. Крылов – флегматик и т. п.). Подробно следует остановиться на анализаторах человека и влиянии звуков (особенно шума), цвета, запахов на настроение, состояние и работоспособность человека с учетом современных научных взглядов и теорий. При изучении психологической деятельности человека необходимо перечислить большинство ее видов, обращая внимание на мотивы и цели деятельности. Необходимо показать, что такое групповая деятельность и каковы ее особенности, а также взаимоотношения людей в коллективе. Следует обратить внимание на неизбежность возникновения конфликтных ситуаций и пути выхода из них с учетом возможного присутствия в коллективе конфликтных личностей.

Рассматривая творческую деятельность, следует показать, что в ней особенно важно учитывать профессиональную пригодность.

В теме 5 при изучении социальных проблем безопасности необходимо подробно рассмотреть социальные неблагоприятные факторы. Классификация, причины социального неблагополучия общества. Алкоголизм, наркомания как социальные явления. Личные причины пристрастия к алкоголю, наркотикам. Неблагоприятное влияние данных явлений на здоровье. Социальные опасности, связанные с физическим насилием – разбой, бандитизм, террор, заложничество, изнасилование. Опасности, связанные с психическим воздействием на человека - шантаж, мошенничество, воровство. Пути решения проблем на современном этапе развития общества, когда остро встали проблемы терроризма, заложничества, разбоя, бандитизм, насилие и другие социально – опасные явления.

В темы 6 необходимо подробно рассмотреть воздействие информации на человека и его влияние на здоровье. Роль средств массовой информации в информационном воздействии на человека. Психотропное оружие, цели воздействия. Факторы и специальные методы, инициирующие коллективные и индивидуальные изменения состояния сознания (ИСС). Концепция 25-го кадра – положительные и отрицательные последствия. Психотропное оружие. Глобальная информационная сеть (INTERNET) и безопасность. Электронные вирусы и борьба с ними. Хакеры и их роль в нарушении и секретности информационной безопасности и секретности в XXI веке.

При изучении темы следует обратить внимание на обеспечения безопасности на многих видах производства, обращая внимание на научную организацию рабочего места, а также ответственность за производственную безопасность и охрану труда. Техника безопасности. Учет и расследование несчастных случаев на производстве. Правила обеспечения безопасности для отдельных отраслей промышленности: атомная энергетика, тепловая энергетика, химическая промышленность и др. Воздействие промышленных предприятий на население. Обеспечение безопасности на транспорте (наземный, подземный, воздушный, водный, подводный, морской). Влияние выбросов автотранспорта на здоровье человека.

Рассматривая тему, необходимо остановиться на основных законах о безопасности и терроризме, а также законодательстве о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, об охране здоровья граждан. Законодательство об охране окружающей природной среды, о чрезвычайных ситуациях в современных условиях повышенной повторяемости стихийных бедствий природного происхождения и катастроф, и аварий техногенного характера.

По 3 учебно-образовательному модулю рекомендуется проведение практикумов, тренингов и обучающих игр Практикумы, тренинги и обучающие игры являются формой индивидуально-группового и практико-ориентированного обучения на основе реальных или модельных ситуаций применительно к виду и профилю профессиональной деятельности обучающегося. Преподаватель при проведении занятий этих форм выполняет не роль руководителя, а функцию консультанта, советника, тренера, который лишь направляет коллективную работу студентов на принятие правильного решения. Занятие осуществляется в диалоговом режиме, основными субъектами которого являются студенты.

Таблица 3 Модель формирования умений и навыков

№ п/п Цели практических занятий Тематика
1. Формирование умений по организации рабочего места, оценки профессиональной пригодности, овладение психологической устойчивости в экстремальных и нештатных ситуациях 1. Определение опасных и вредных факторов и уровня допустимого воздействия для конкретного вида работы (практикум). 2. Организация рабочего места для выполнения работы по профилю профессиональной деятельности (практикум). 3. Психологический тренинг готовности к безопасному выполнению работы. 4. Тренинг психологической устойчивости в экстремальной ситуации.
2. Овладение практическими навыками управления различными аспектами безопасности в области профессиональной деятельности 1. Пожар (ролевая игра). 2. Угроза террористического акта (ролевая игра). 3. Спасение и оказание первой помощи пострадавшим (ролевая игра). 4. Расследование несчастного случая, связанного с работой (ролевая игра).

2.4.2.Оценочные средства

В качестве оценочных средств для текущего контроля успева­емости и промежуточной аттестации целесообразно использовать:

- тесты, в том числе с помощью специальной компьютерной программы;

- устный и письменный опрос;

- отработка нормативов по применению индивидуальных средств защиты кожи и органов дыхания.

Контроль текущей успеваемости обучающихся - текущая ат­тестация - проводится в ходе семестра с целью определения уров­ня знаний, умений и навыков обучающихся; своевременного вы­явления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенство­ванию методики обучения; организации учебной работы и оказа­ния обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относятся проверка зна­ний, умений и навыков обучающихся:

• на занятиях;

• по результатам решения задач;

• по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий или контрольных вопросов);

• по результатам выполнения обучающимися индивидуаль­ных заданий;

• по результатам проверки качества конспектов лекций иных материалов;

• отработка нормативов по применению индивидуальных средств защиты кожи и органов дыхания.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине,

Предварительная аттестация обучающихся проводится преподавателем в целях подведения промежуточных итогов те­кущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучающихся, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задол­женностей.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня знаний, умений и навы­ков обучающихся но дисциплине требованиям ГОС ВПО по на­правлению подготовки в форме зачета.

Зачет проводится в ходе семестра, после завершения изу­чения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачета устная - по билетам. Оценка по результатам зачета: «зачтено» и «не зачтено».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: