Концепция науки Т. Куна. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки

Концепция Куна Развитие науки - процесс поочередной смены двух периодов – 1. "нормальная наука"- безраздельно господствует парадигма 2. "научная революция" - распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами, победа одной из них, переход к новому периоду "нормальной науки".

Концепция Поппера Развитие научного знания - это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их другими, лучшими, более удовлетворительными, частный случай общих мировых эволюционных процессов.

Концепция Лакатоса: Концепция развития науки, основанная на идее конкурирующих научно-исследовательских программ (например, программы Ньютона, Эйнштейна, Бора).

Синергетический подход сегодня становится все более перспективным и распространенным. Идея самоорганизации лежит в основе прогрессивной эволюции, которая характеризуется возникновением все более сложных и иерархически организованных систем. 2. Она позволяет лучше учитывать воздействие социальной среды на развитие научного познания; 3. такой подход свободен от малообоснованного метода "проб и ошибок" в качестве средства решения научных проблем. Существует множество различных течений в философии науки и различных подходов. Социологический подход делится на два вида:

а) социология науки – это изучение науки, как социального феномена методами социологической науки (Малкей, Бурдье). Социология науки смыкается с науковедением и с социальной социологией;

б) социология знания - это философское учение утверждающее, что структура и содержание научных теорий социально детерминированы.

Культурологический подход – это Шпленгер, книга «Закат Европы»; Кун, Фейрабенд, Косарев.

Анализируя многообразие течений философии науки можно выделить две различные стратегии: 1) интернализм; 2) экстернализм (основным источником инноваций в науке, определяющим не только направление, темпы ее развития, но и содержание научного знания, являются социальные потребности и культурные ресурсы общества, его материальный и духовный потенциал, а не сами по себе новые эмпирические данные или имманентная логика развития научного знания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: