№п. п. | Название темы | Кол-во часов | ||
Лекции | Практ. | Сам ост. работа | ||
Раздел 1 «Человек как творец и творение культуры» | ||||
1. | Культура как мир человека | '2 | ||
2. | Строение культуры как мира человека | '2 | ||
j. | Культура в системе бытия | |||
4. | Развитие мира человека как смена исторических типов культуры | |||
5. | Художественная культура как способ осмысления мира человека | |||
6. | Искусство в жизненном мире человека | 0 | ||
Раздел 2 «Мир человека в зеркале художественной культуры» | ||||
7. | Образ человека в изобразительном искусстве | |||
8. | Архитектура как пространство жизни и деятельности человека | |||
9. | Музыка в культурном пространстве человека | |||
10. | Театр в культурном пространстве человека | |||
11. | Экранные искусства в культурном пространстве человека | |||
Итого: |
РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ»
Тема 1. Культура как мир человека. Понятие «человек». Этимология слова «культура». Многообразие явлений культуры. Деятельностная природа культуры. Сущность культуры как способа бытия человека. Различные подходы к изучению мира культуры.
|
|
Тема 2. Строение культуры как мира человека. Философско-культуроло-гическое представление о структуре культуры. Материальный мир человека. Духовный мир человека. Характер взаимосвязи между материальным и духовным в культуре. Функции культуры, их типология. Культура как генерализация человеческого опыта. Основные сферы культуры: культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая); культура познания мира, человека и человеческих отношений (философская, научная, религиозная, художественная); культура социальной коммуникации, накопления, хранения и передачи наследия; культура физической и психологической репродукции и релаксации человека. Культурное наследие и проблема его сохранения. Культурное наследие и образование.
Тема 3. Культура в системе бытия. Природа и культура. Культурогенез как становление и развитие мира человека. Человек в системе бытия. Человек как творец и творение культуры. Культура и общество. Системные представления о культуре: субъекты, средства и результаты человеческой деятельности. Культуротворчество: традиции и инновации.
Тема 4. Развитие мира человека как смена исторических типов культуры. Понятие «тип культуры». Основные исторические типы культуры и их общая характеристика. Традиционная культура первобытного общества. Ранние цивилизации Востока и Европы. Средневековый тип культуры. Типология культуры Нового времени: Ренессанс, Барокко, Просвещение, Романтизм, Позитивизм. Типология культуры Новейшего времени: Модернизм и Постмодернизм. Соотношение исторических типов общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный) и исторических типов культуры.
|
|
Тема 5. Художественная культура как способ освоения мира человека. Соотношение понятий «искусство» и «художественная культура». Художественная культура как система, ее основные измерения: духовно-содержательное, морфологическое, институциональное. Соотношение сфер художественной
как контекст изучения искусства. Место произведения искусства, художника, зрителя в системе художественной культуры.
Тема 6. Искусство в жизненном мире человека. Наука и искусство как рационально-логическое и эмоционально-чувственное восприятие мира. Реальность историческая и реальность художественная: правда факта и правда искусства. Искусство как ситуация познания, искусство как провокация разума.
Изменение представлений о специфике искусства: искусство как дело рук, искусство как дело разума, искусство как дело сердца. Цели и задачи искусства в исторической ретроспективе: искусство как ритуал, искусство как воспитание, искусство как бегство от мира, искусство как откровение, искусство как скандал. Искусство и картина мира.
РАЗДЕЛ 2. «МИР ЧЕЛОВЕКА В ЗЕРКАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
Тема 7. Образ человека в изобразительном искусстве. Язык изобразительного искусства: живопись как искусство цвета, графика как искусство линии и пятна, скульптура как организация объема. Телесность человека как проблема художественного творчества. Мир человеческих характеров в изобразительном искусстве. Мир человеческих чувств и эмоций в изобразительном искусстве.
Тема 8. Архитектура как пространство жизни и деятельности человека. Триада Витрувия («польза, прочность и красота») как универсальное определение архитектуры. Типы архитектурных построек и виды человеческой деятельности. Архитектурные доминанты исторических типов культуры (эпоха пирамид, эпоха дворцов, эпоха музеев, эпоха фабрик и т.п.). «Человеческая мера» архитектуры. Образ человека средствами архитектурной метафоры: «зодчество мысли» и «шлифовка характера», «чертоги души» и «руины сердца».
Тема 9. Музыка в культурном пространстве человека. Основы философ-ско-культурологического понимания музыки. Особенности музыкального языка, специфика создания музыкального образа. Музыковедческий и культурологический анализ музыкального произведения. Особенности восприятия музыкального произведения. Взаимодействие музыки с другими видами искусства. Музыка как «язык» культуры: морфология музыки в ее историческом развитии. Проблема «Запад-Восток» в истории музыкальной культуры.
Тема 10. Театр в культурном пространстве человека. Особенности пространственно-временных, зрелищных искусств и их состав. Театр как феномен культуры. Разновидности театрального искусства (драматический, оперный, танцевальный, кукольный и т.д.) и динамика их развития в культурно-
историческом процессе. Морфология театра. Театр в современном мире человека.
Тема 11. Экранные искусства в культурном пространстве человека. Кино как историческое явление культуры и вид искусства. Природа киновыразительности. Основы восприятия экранного образа. Специфика существования образа человека на экране: социально-психологические нормы восприятия. Типажно-пластический образ актёра и личность экранного персонажа в художественной структуре экранного произведения. Виды экранных искусств и их место в современном мире. Проблемы жанра и стиля в экранных искусствах. Функции кино в культуре. Роль экранных искусств в становлении личности.
|
|
Основные понятия курса: культура, природа культуры, духовная культура, материальная культура, художественная культура, театральная и музыкальная культура, экранная культура, зрелищная культура, художественный образ, исторический тип культуры, диалог культур, искусство, морфология искусства, вид искусства, жанр, средства выразительности художественного произведения, текст культуры, самосознание культуры, «язык» культуры, современная культура, культурное наследие.