II. Петр Ткачев

Петр Никитич Ткачев родился в 1844 г. в небогатой помещичьей семье. Он был еще в 60-х годах известным публицистом и критиком, и одним из самых ярых макси­малистов, которые когда либо существовали в России. За участие в петербургских студенческих беспорядках он в 1861г. сидел в Кронштадтской крепости.

По выходе из крепости он, по рассказу его родной сестры Анны Аненской, известной писательницы детских рассказов, говорил, что он тогда для успеха революции проповедовал, что революция могла произойти скоро, предлагал срубить головы всем без исключения жителям {68} Российской Империи старше 25-ти лет. Позже он отка­зался от этой идеи (А. Аненская. Из прошлых лет, «Русское богатство», за 1913 г. Книга 1, стр. 63.). В 1862 г. он вновь был арестован за хранение революционной прокламации и был пригово­рен к заключению в крепость на три года. Еще до того, началась его литературная деятельность. По выходе из Петропавловской крепости в 1865 г. он стал одним из ближайших сотрудников радикального журнала «Русское слово», а после закрытия этого журнала правительством — созданного на смену «Русского слова» — журнала «Де­ло». В 1867-1868 г.г. он был связан с различными нелегаль­ными революционными кружками. В 1868 г. он сблизился с Нечаевым и позже вместе с Нечаевым составил «Про­грамму революционных действий». В марте 1869 г. Ткачев вновь был арестован и в июле 1871 г. за составление ре­волюционной прокламации был приговорен к тюремному заключению на один год и четыре месяца. По отбытии этого наказания, Ткачеву предстояла ссылка в Сибирь, но благодаря хлопотам его матери, она была заменена ему высылкой на родину. В 1873 г. он бежал заграницу. В конце 1875 г. он начал издавать революционный журнал «Набат», который с перерывами выходил до 1881 г. В своем журнале «Набат» Ткачев проповедовал захват власти меньшинством и диктатуру революционного меньшинства для перестройки общества на коммунистических началах.

«Народ, — писал Ткачев, в своей статье «Народ и ре­волюция», — не может себя спасти, сам себе предостав­ленный, не может устроить свою судьбу сообразно своим реальным потребностям, не может провести и осуществить в жизни идею социальной революции».

Только революционное меньшинство может, по мне­нию Ткачева, «положить основание новому разумному порядку общежития». Народ в революции явится только в качестве «разрушительной силы», действие которой направляется революционным меньшинством.

«Отношение революционного меньшинства к народу {69} и участие последнего в революции, — писал Ткачев, — может быть определено следующим образом: революци­онное меньшинство, освободив народ из-под ига гнету­щего его страха и ужаса перед властью предержащей, открывает ему возможность проявить свою разрушитель­но-революционную силу и, опираясь на эту силу, искусно направляя ее к уничтожению врагов революции, оно раз­рушает охраняющие их твердыни и лишает их всяких средств к сопротивлению и противодействию. Затем поль­зуясь своей силой и своим авторитетом, оно вводит но­вые прогрессивно коммунистические элементы в условия народной жизни».

Только овладев государственным аппаратом, рево­люционная партия сможет приступить к выполнению сво­их реформаторских планов, в результате которых будет создано коммунистическое общество.

«Захват власти, — писал Ткачев, — это только пре­людия революции». Овладение государственным аппара­том является первым и необходимым условием, без дости­жения которого революционная партия не может при­ступить к выполнению своих задач по перестройке об­щества на коммунистических началах».

«Революция, — пишет Ткачев, — осуществляется ре­волюционным государством, которое с одной стороны борется и уничтожает консервативные элементы обще­ства, упраздняет все те учреждения, которые препят­ствуют установлению равенства и братства; с другой — вводит в жизнь учреждения, благоприятствующие их раз­витию. Таким образом, захватив власть, революционная партия ведет деятельность двоякого рода — «револю­ционно-разрушительную» с одной стороны, и «революционно-устроительную» — с другой. «Насильственным переворотом не оканчивается дело революционеров. За­хватив в свои руки власть, они должны суметь удержать ее и воспользоваться ею для осуществления своих иде­алов». Ткачев также проповедовал создание строго {70} централизованной и дисциплинированной революционной организации для захвата власти.

«Успех революции — писал он, — возможен только при создании организации, сплачивающей разрозненные революционные элементы в одно живое тело, действую­щее по одному общему плану, подчиняющееся одному руководству — организации, основанной на централи­зации власти и децентрализации функций». («Набат». 1875 г. Глинский, том 1, стр. 506-510).

Только такая организация способна, по мнению Тка­чева, подготовить и осуществить государственный пе­реворот.

«Для захвата власти — говорит Ткачев, нужен заговор. Для заговора — организация и дисциплина: Если бли­жайшая, практически-достижимая задача революционе­ров сводится к насильственному нападению на существую­щую политическую власть с целью захвата этой власти в свои руки, то отсюда само собой следует, что к осу­ществлению именно этой-то задачи и должны быть на­правлены все усилия истинно-революционерной партии. Осуществить ее всего легче и удобнее посредством го­сударственного заговора...

Организация, как средство дезорганизации и уничто­жения существующей правительственной власти, как ближайшая, насущнейшая цель — такова должна быть в настоящее время единственная программа деятельности всех революционеров».

По свидетельству Льва Дейча, идеи Ткачева «приво­дили не только в крайнее негодование, но прямо в ужас тогдашних революционеров».

С 1882 г. у Ткачева появились признаки психического заболевания. Болезнь (паралич мозга) быстро прогресси­ровала. Он умер в Париже в больнице для душевнобольных в начале 1886 г.

Известный философ Н. А. Бердяев пишет о Ткачеве:

— «Наибольший идеологический интерес, как теоретик революции, представлял Ткачев, которого нужно {71} признать предшественником Ленина... Он государственник, сторонник диктатуры власти, враг демократии и анархиз­ма. Революция для него есть насилие меньшинства над большинством... Нельзя допустить превращения государ­ства в конституционное и буржуазное... Ткачев, подобно большевикам, проповедует захват власти революцион­ным меньшинством и использование государственного аппарата для своих целей. Он сторонник сильной орга­низации.

Ткачев один из первых говорил в России о Марксе. Он пишет в 1875 г. письмо к Энгельсу, в котором говорит, что пути русской революции особые, и что к России неприменимы принципы марксизма... Ткачев бо­лее предшественник большевизма, чем Маркс и Энгельс.

Он интересен, как теоретик русской революции и пред­шественник большевизма. Мысли его острые. Но куль­турный уровень его очень не высок. Он... признал «Войну и Мир» бездарным и вредным произведением».

Ленин о Ткачеве отзывался весьма одобрительно. В своей брошюре «Что делать?» Ленин писал: — «Подготовленная проповедью Ткачева и осуществленная посредством «устрашающего» и действительно «устрашавшего» террора попытка захватить власть — была величественна».

А большевистский историк профессор Михаил По­кровский в статье «Корни большевизма в русской исто­рии» в 1923 г. писал:

«В пророческом предвидении Ткачева на нас глядит большевизм... То, что предвидели авторы «Молодой России», каракозовцы и Ткачев, через 60 лет стало обычным жизненным явлением».

Наконец, об отношении Ленина к Ткачеву у нас есть свидетельство Владимира Бонч-Бруевича, долголетнего друга и соратника Ленина, бывшего управляющего дела­ми первого Совнаркома. В статье «Ленин о художествен­ной литературе», напечатанной в московском журнале «Тридцать дней» за 1934г., Бонч-Бруевич писал:

«Чернышевский — особенно был близок Владимиру {72} Ильичу... Вслед за Чернышевским ВладимирИльич при­давал очень большое значение Ткачеву, которого он предлагал всем и каждому читать, изучать».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: