Формирование цен в условиях рыночной экономики

Цена — денежное выражение товарной стоимости продук­ции (изделий), работ, услуг. Это сумма денег, за которую по­требитель готов купить товар, а производитель — продать.

Ценовая политика предприятия — важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (оп­ределении) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях, включающая выбор метода ценообразова­ния, разработку ценовой системы предприятия, выбор цено­вых рыночных стратегий и другие аспекты.

На рынке чистой конкуренции большое число произво­дителей (продавцов) продают массовую продукцию с однородными свойствами. Наличие множества продавцов приводит к выравниванию цен, кроме того, товары являются практически одинаковыми. Никто из производителей в такой ситуации не в состоянии изменить цену в сторону роста, так как покупате­ли могут удовлетворить свои потребности по рыночным це­нам. Таким образом, на рынке действует в основном рыноч­ная цена.

Цена на рынке подвергается изменениям прежде всего под воздействием спроса и предложения.

Особенность свободного рынка в том, что при определен­ном количестве предложенной продукции он как бы сам по себе стремится к равновесию. Таким образом, при соответ­ствии спроса и предложения устанавливается рыночная рав­новесная цена. Однако состояние равновесия спроса и пред­ложения никогда не бывает статичным из-за большого коли­чества факторов, влияющих на него. Если рыночная цена в определенный момент превышает равновесную цену, то она стимулирует превышение предложения над спросом и форми­руется избыток предложения. Если цена окажется ниже точки равновесия, то создается дефицит предложения по сравнению со спросом.

Государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные меры воздействия государства на цены. Прямые меры осуществляются путем установления определенного поряд­ка ценообразования, косвенные направлены на изменение конъ­юнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных, налоговых операций, оплаты труда.

На решение по ценам влияют участники каналов распре­деления — от производителя до оптовой и розничной торгов­ли. Все они стремятся увеличить объем реализации и прибы­ли и установить больший контроль над ценами.

Огромное воздействие на движение цен оказывает дина­мика цены производства товара. Рост производительности труда, снижение затрат орудий труда и сырья на единицу про­дукции вызывают снижение цены производства и наоборот. Можно было бы ожидать, что с ускорением темпов научно-тех­нического прогресса произойдет снижение цен. Однако прак­тика показывает, что этого не происходит, поскольку полити­ка монополий и инфляция могут оказать более сильное вли­яние на уровень цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: