Понятие и показатели качества продукции

Качество относится к числу важнейших показателей дея­тельности предприятия. Повышение качества в значительной степени определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Качество — это совокупность свойств продукции, обуслов­ливающих ее пригодность удовлетворять определенные потреб­ности в соответствии с ее назначением. Покупатель считает ка­чественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребле­ния независимо от того, какие специфические потребности ей предназначено удовлетворять.

Свойства продукции, количественно выражающиеся в по­казателях качества, выделены в следующие группы: показа­тели назначения, показатели надежности, показатели техно­логичности, показатели стандартизации и унификации, эрго­номические показатели, экологические показатели, показатели безопасности и др.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции.

Показатели надежности характеризуют безотказность, со­храняемость, а также долговечность изделия. Показатель безо­пасности для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, может быть основным, а иногда и единственным пока­зателем надежности. Сохраняемость играет важную роль для пи­щевой продукции. Долговечность определяется величиной зат­рат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

Показатели технологичности обусловливают рациональ­ное распределение затрат материалов, средств труда и време­ни при технологической подготовке производства, изготовле­нии и эксплуатации продукции. С помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции.

Показатели стандартизации — это насыщенность продук­ции стандартами, а также уровень унификации данного изде­лия по сравнению с другими. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше, это важно как для изгото­вителя продукции, так и для потребителя.

Эргономические показатели отражают удобство эксплу­атации изделия человеком. Взаимодействие человека с изде­лием выражается через комплекс антропометрических, физи­ологических и психологических свойств человека.

Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возника­ют при хранении, эксплуатации или потреблении продукции.

Показатели безопасности характеризуют защиту покупа­теля и обслуживающего персонала при монтаже, обслуживании, хранении, транспортировке и потреблении продукции.

В совокупности указанные показатели позволяют оценить технический уровень и качество продукции, создают базу для ее сравнения с аналогичной продукцией других пред­приятий.

Планирование, аттестация и стандартизация качества продукции

Важным элементом в системе управления качеством изде­лий является стандартизация — система нормативно-техни­ческой документации, определяющая прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для населения, обороны стра­ны, для экспорта и т.д., а также контроль за правильностью использования этой документации.

Стандартизация базируется на ряде принципов:

1) повторяемость — определяет круг объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством — повторяемость либо во времени, либо в пространстве;

2) вариантность (создание рационального многообразия) — обеспечивает минимум рациональных разновидностей стан­дартных элементов, входящих в стандартизуемый объект;

3) системность — определяет стандарт как элемент систе­мы и приводит к созданию систем стандартов;

4) взаимозаменяемость — применительно к технике пре­дусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготов­ленных в разное время и в различных точках пространства.

Государственные стандарты РФ включают:

-обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды;

-обязательные требования техники безопасности и производ­ственной санитарии;

-обязательные методы контроля, требований к качеству про­дукции, работ и услуг;

-основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспор­тировке и хранению, а также утилизации продукции;

-положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и ока­зании услуг, правила оформления технической докумен­тации и т.д.

В Российской Федерации нормативные документы по стан­дартизации подразделяются на следующие категории:

- государственные стандарты РФ (ГОСТ РФ);

-отраслевые стандарты (ОСТ);

-технические условия (ТУ);

- стандарты предприятий и объединений предприятий.

В настоящее время все развитые страны мира признают и используют международные стандарты для совершенство­вания действующих в фирмах систем качества.

Планирование — это разработка и корректировка плана, включа­ющие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельно­сти хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспек­тиву.

Планирование производства на предприятии — это точное пред­видение и программирование на текущий период и на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: