Вопрос 38 Вводные слова и предложения

Способы передачи чужой речи.
Прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь.
Прямая речь самая распространённая – от междометия до сложного синтаксического целого. Передаёт и смысл чужой речи и синтаксические и эмоционально-экспрессивные особенности.
Слова автора (двусоставное или безличное предложение, деепричастие) +прямая речь.
Прямая речь необязательно относится к сказуемому:
1)Деепричастие. Провозгласив торжественно: «А вот и я!»
2)Причастие. Улыбнулся и пожал плечами с выражением, говорившим: «Ну ничего, брат.»

3)Неполное предложение. А он: «Я там уже был.»

Кроме глаголов речи могут использоваться и другие глаголы –

1)глаголы, обозначающие эмоции, чувства, ощущения. Он удивился: он возрадовался:

2) Глаголы, обозначающие мимику, жесты. Нахмурился, вздохнул, вскочил, захохотал, побелел.

3) Глаголы звучания. Прогремел, пропищал, прозвенел.
Препозиция, постпозиция или разрывать прямую речь могут слова автора (интерпозиция).
Употребление местоимений - точки зрения того, кому речь принадлежит.

Косвенная речь – чужая речь в форме придаточного, чаще всего изъяснительного. Она передаёт содержание, но в ней исчезают эмоции и экспрессия. Она всегда после слов автора идёт (СПП получается).

Вопросительные è союзные слова.
Если вопросительное без вопросительных слов, тогда частица ли.

Глагол повелевания – изъяснительное с союзом чтобы.

Личные притяжательные местоимения с точки зрения автора, а не говорящего.

Косвенная речь может употребляться, когда идёт внутренний монолог. Гуров думал о том, что…

С помощью синтаксического целого. Лена стала убеждать себя, что она красивая. Что она умная. Парцелляция.

Комбинирование прямой и косвенной речи – полупрямая речь. Он продолжал корить за то, что «головизной лягает».

Сейчас она реже используется.

Несобственно-прямая речь – особый способ передачи чуж речи, кот содежит в себе особенности как прямой речи, так отчасти и косвенной. Сохраняются особенности речь, эмоции, но, как и в косвенной речи, заменяются личные формы глагола и личные местоимения.
Структурное оформление – нет особых знаков, не передаётся в форме СПП. У неё нет графических знаков, оформляющих его. Авторская речь плавно переходит в речь героя.
Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль! заявили, очень уж нам понравился Стилистическая фигура экспрессивного синтаксиса. Приём сближения авторского повествования с речью героев. Автор приспосабливается к манере речи героя.
Невысказанные мысли героя тоже в этой форме.

Это особый стилистический приём.

Бахтин считал, что несобственно-прямая речь является «наиболее важным и синтаксически шаблонизированным случаем слияния двух интонационно разнонаправленных речей». Создаёт полифонию.

Другие способы:
1)Цитация:
цито (с лат.) – вызываю, привожу.
Используется, чтобы что-то доказать или покритиковать. Или иллюстративная функция.
Может пересекаться с косвенной речью. Может быть одним предложением или его частью. Автора надо указать.
В придаточном предложении образные слова и выражения включаются в кавычках.
2) Художественная косвенная речь. Не выделяется в кавычках. Использует автор слова героя. Быть жадиной-говядиной очень стыдно.
Цитирование лежит в основе литературного приёма – мимезис. Подражание.

Вводные слова и предложения – как говорится, как утверждал, говорят и частица мол.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: