Внимание в теории Э. Титченера

Тема 10. Экспериментальное изучение внимания.

Содержание: Методы изучения внимания. Корректурная проба Бурдона.

Теории внимания. Теории внимания в разных психологических школах (моторные теории внимания, когнитивистские теории внимания). Дж. Джеймс о внимании (понятие апперцепции). Внимание как состояние сознания и апперцепция (В. Вундт). Теория внимания Т. Рибо. Дискуссия о внимании в гештальтпсихологии (внимание и восприятие). У. Найссер: процессы предвнимания. Внимание в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Теория пассивной переработки (Д. Норман). Внимание как действие контроля (П.Я. Гальперин). Установка на стимул и установка на ответ (Д. Бродбент).

Виды внимания. Виды внимания по Н.Н. Ланге. Определение видов внимания по Н.Ф. Добрынину. Определение видов внимания по Э. Титченеру.

Вопросы для изучения:

1. Теории внимания в зарубежной психологии.

2. История развития теории внимания в отечественной психологии.

1. Методы изучения внимания.

2. Теории внимания.

3. Виды внимания.

Теории внимания в зарубежной психологии

В зарубежной психологии в конце 19-го начале 20-го веков проблема внимания рассматривалась в рамках психологии сознания. Наиболее крупными представителями этого направления являются Вильгельм Вундт, Э. Титченер. Сознание – это система ощущений, образов памяти, мыслей, т.е. какие-либо элементы психики. Так, например, одни представители этого направления считали единицами, образующими психику, ощущения, другие – представления памяти.

Внимание как состояние сознания и апперцепция по В. Вундту.

В. Вундт определял внимание как фиксированную точку сознания, как наиболее ясное поле нашего сознания. Эта ясность достигается путем перехода содержания сознания из зоны перцепции, т.е. смутного, неотчетливого восприятия, в зону апперцепции. В этом определении подчеркивается лишь субъективный характер нашего переживания, его ясность, отчетность. Апперцепция, по В. Вундту, понимается как проявление особой психической активности. Психическая активность рассматривается как процесс «творческого синтеза», который имеет причинность, носящую целевой характер, но истоки этой причинности ничем не объясняются. Причинность как источник активности – это некая внутренняя сила. Вундт считает внимание проявлением апперцепции как первичной духовной способности.

Внимание в теории Э. Титченера.

Э. Титченер в противоположность В. Вундту, он определяет внимание как свойство ощущения, как сенсорную ясность. Сенсорная ясность – это выступление того или иного ощущения с большей или меньшей силой. Эта ясность проявляется в свойствах ощущений, таких как качество, интенсивность, длительность.

«Ясность – качество, которое даёт ощущению особое положение в сознании: более ясное ощущение господствует над другими, держится самостоятельно…»

Э. Титченер связывает внимание с физиологическими процессами. Он считает, что ясность ощущений обуславливается нервным предрасположением, качество ощущений обусловлено нервной дифференцировкой.

В концепции Титченера есть и общее с концепцией Вундта. Это общее состоит в том, что Титченер как будто отрицает активность личности в процессе внимания, как при явлении апперцепции у Вундта. Титченер пишет о ясности как о простом свойстве ощущений, но это свойство выражает преобладание ощущений в сознании. Однако преобладание ощущений в сознании не внешнее, а внутренне качество сознания, зависящее от субъекта, от предрасположения его нервной системы.

Э. Титченер выделяет 2 формы внимания:

- пассивное первичное (непроизвольное);

- активное вторичное (произвольное).

Эти формы внимания характерны для разных стадий душевного развития. Отличаются они друг от друга только по своей сложности, а также по времени проявления, как более ранняя и более поздняя формы. Различие этих форм в проявлении. Особенность пассивного первичного внимания Титченер определял так: «Бывают такие впечатления, что не мы на них обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом (громкий звук). Существуют такие качества, которые непреодолимо привлекают человека (горький вкус. Жёлтый цвет)».

Титченер выделил факторы привлечения непроизвольного внимания: интенсивность раздражителя, качество, повторяемость, внезапность, движение, новизна, согласие с наличным содержанием сознания. Внимание, вызываемое этими факторами называется пассивным или первичным. Это самая ранняя стадия развития внимания, появляется в первые месяцы жизни, эти же факторы могут вызвать внимание и у взрослого.

Если большинство психологов той поры исследовали внимание как особую духовную функцию, не связанную с другими структурами, то Титченер пытается выделить физиологические механизмы внимания.

Интенсивность, качество, новизна раздражителя вызывают возбуждение, которое нелегко задержать или затемнить конкурирующими возбуждениями. Причину внимания, по мнению Титченера, необходимо рассматривать с биологической точки зрения. Возбуждение, вызываемое интенсивными раздражителями, вызывает определённые двигательные реакции. Такие факторы, как новизна и внезапность раздражителя вызывают двигательные реакции, имеющие особое значение, защитный смысл, т.к. новое внезапное является источником опасности.

Моторные теории внимания. Р. Декарт, Фриз, Бен, Лотце, Т. Рибо, Н.Н. Ланге.

В этих теориях внимание рассматривается как результат двигательного приспособления, которое моментально «улучшает восприятие предмета или умственное расследование идеи». В рамках этой теории выделяется 3 важных момента:

а) первоначальное обнаружение идеи или объекта, связанное с движением;

б) улучшающий их восприятие процесс (движение);

в) его результат – более ясное и отчетливое восприятие предмета или идеи.

Исследование внимания должно сосредоточится на 2-ом звене процесса, которое ведёт к улучшению первоначального сознавания объекта, на выявление механизма этого процесса, т.к. каждое ощущение или идея связаны с каким-либо движением и, воспринимая это движение, мы сообщаем ощущению или идее дополнительную интенсивность и ясность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: