Концепция Н.Ф. Добрынина

Эту же мысль в 40-60-ые гг. развивает Н.Ф. Добрынин. т.е. внимание рассматривается как причина избирательности поведения. В 70-ые гг. Н.Ф. Добрынин вводит в учение о внимании понятие значимости. Первоначально Н.Ф. Добрынин определяет внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности личности. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и сохранение этой выбранной деятельности. Под сосредоточенностью понимается углубление в данную деятельность и отвлечение от всего остального.

Позже Н.Ф. Добрынин даёт следующее определение внимания:

Внимание – направленность и сосредоточенность психичской деятельности на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную). Значимость – связь объекта с потребностями человека.

Из приведённых определений следует, что внимание представляет собой - не самостоятельный процесс, а лишь характеристику других психических процессов. Все психические функции могут быть эффективны, если объекты, на которые направлены эти функции оказываются в поле внимания.

Иная точка зрения на внимание прослеживается в работах П.Я. Гальперина. Он считает, что внимание представляет собой особый вид деятельности –. Специфика этой деятельности в том, что внимание – идеальная сокращенная и автоматизированная форма контроля. Этот контроль, по мнению П.Я. Гальперина, - форма ориентированной деятельности. В теории поэтапного формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину, выделяют следующие этапы:

1) действия в материальном плане;

2) действий в плане громкой речи;

3) действия в плане проговаривания про себя;

4) действия в умственном плане.

Процесс усвоения знаний зависит от того, какая ориентированная основа действий используется в процессе усвоения знаний. Выделяют 3 типа ориентировочной основы действий: это и есть форма контроля, как особая форма внимания.

Против сведения внимания к ориентировочной деятельности выступал Н.Ф. Добрынин. Он считал, что ориентировочная деятельность при все своей важности имеет вспомогательное значение. Ориентировочная деятельность имеет форму ориентировочного рефлекса и как только условный рефлекс образуется, ориентировочный рефлекс угасает. Деятельность перестаёт быть ориентировочной, хотя без внимания она протекать не может.

Н.Ф. Добрынин прав в том, что нельзя отождествлять внимание с ориентированной деятельностью, потому что внимание, по П.Я. Гальперину, лишь одна из форм ориентировочной деятельности – контроль. Но нельзя согласиться с Н.Ф. Добрыниным в том, что после образования условного рефлекса деятельность начинает протекать без ориентировки, т.к. внимание в форме контроля сохраняется.

Добрынин называет непроизвольное внимание вынужденным. Активность личности может выражаться и во внимании. Внимание может быть различными отличаться по степени выражаемой активности, т.е. более или менее активное и сознательное. Крайнюю степень пассивности внимания можно назвать вынужденным. Причиной такого внимания являются чрезвычайно сильные раздражители. Раздражители отрывают нас от деятельности и заставляют обратить на себя внимание. К факторам, вынуждающим внимание относятся:

экстенсивность раздражителя (огромное пятно на стене, не яркое, но большое),

длительность раздражителя (слабый короткий звук, повторяющийся несколько раз),

прерывистые раздражители (то исчезает, то появляется),

движущиеся раздражители, вызывающие больше внимания, чем неподвижные.

Во всех этих случаях речь идет об относительной силе раздражителя, слабый на фоне сильного. Причина внимания – контрастность. Вызывает внимание и прекращение действия раздражителя, того, что нам привычно и знакомо. Раздражители могут совпадать с нашими желаниями. Экстенсивные раздражители не отвлекают от деятельности, а придают ей окраску. Непроизвольное внимание определяют как вынужденное, эмоционально, привычное.

Меняется подход ряда психологов к проблеме внимания под влиянием работ И.П. Павлова об ориентировочном рефлексе и ориентировочной деятельности. С этой позиции внимание рассматривается как ориентировочно-исследовательская деятельность.

В исследованиях И.П. Павлова установлено, что на всякое колебание окружающей среды животное реагирует общей реакцией, направленной на новый раздражитель. Эта реакция представляет собой определённую установку рецепторов: прислушивание, приглядывание, принюхивание. Эту реакцию И.П. Павлов назвал «ориентировочно-исследовательский рефлекс» животных (рефлекс «Что такое?»). И.П. Павлов придавал очень большое значение этой реакции, т.к. считал, что без участия ориентировочного рефлекса не могут быть образованы условные рефлексы.

В поведении животных И.П. Павлов наблюдал не только ориентировочную реакцию, но и постоянное стремление исследовать новый объект, особенно у высших животных. У человека этот рефлекс развивается дальше, «появляясь, наконец, в виде той любознательности, которая создаёт науку, дающую и обеспечивающую нам высочайшую и безграничную ориентировку в окружающем мире».

В системе ориентировочно-исследовательских реакций выделяют 2 фазы:

1 фаза возникает при появлении нового раздражителя и представляет собой безусловную реакцию на новизну, является рефлексом биологической осторожности;

2 фаза – исследовательская деятельность, которая формируется как система условных рефлексов.

Е.Н. Соколов (ученик И.П. Павлова) выделяет ориентировочный рефлекс в узком смысле слова и рассматривает его как неспецифическую реакцию, настройку анализаторов при действии раздражителя, в отличие от сложного исследовательского поведения, направленного на обследование объекта.

А.Н. Леонтьев отождествляет внимание с ориентировочным рефлексом. Он считает, что внимание есть самостоятельная реакция на изменения в окружающей среде. Эта реакция служит для осведомления животного о появлении раздражителя. Эта реакция может быть кратковременной и продолжительной, в последнем случае она превращается в ориентировочно-исследовательскую деятельность. Таким образом, А.Н. Леонтьев подходит к рассмотрению внимания как к самостоятельному процессу и отождествляет его с ориентировочным рефлексом и деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: