Общая характеристика учения

Конфуцианство возникло как учение знати, его содержательную сторону составляют поучения, касающиеся норм поведения правителя и чиновника. Поэтому неотъемлемой частью конфуцианства являются политика и этика. В трактате «Великое учение» говорится: «Путь Великого учения заключается в выявлении светлых добродетелей и в породнении с народом». Такие определяющие конкретное содержание этого трактата понятия, как «выверение вещей», «доведение до конца», «делание помыслов искренними», «выправление сердца», «усовершенствование личности», «упорядочение семьи», «упорядочение государства», «достижение гармонии в Поднебесной», как раз и составляют сущность конфуцианства. При этом высшей целью является «достижение гармонии в Поднебесной», а минимальной - «усовершенствование личности»; остальные понятия, можно рассматривать скорее как средства их осуществления. Таким образом, хотя при этом подходе знание в конфуцианстве рассматриваются как инструмент морали и политики, по-видимому, ясно, идеологией какого социального сословия конфуцианство является.

Между тем наставления Конфуция – это собрание фрагментов рассуждений о политике и морали, не образующие какую-либо систему. Особое место в них занимают представления о «человеколюбии» и «ритуале» как нормах поведения человека., и в частности как политических и моральных принципах деятельности ученых мужей, крупных сановников и феодалов. Можно сказать, что человеколюбие – субъективный критерий морали, ритуал – её объективный критерий. Поэтому, хотя, в общем-то, у Коннфуция преобладает субъективная идея человеколюбия, она включает в себя в качестве определяющего компонента и объективную по своему характеру этику. Обращает на себя внимание, что если в конфуцианской школе ближайшего ученика Конфуция Цзен-цзы, считающегося автором «Книги о сыновней почтительности», возобладала субъективистская тенденция, что проявилось в возвеличивании сыновней почтительности как источника всех добродетелей, то школа Цзы Ю, акцентировавшая внимание на «ритуале», впала в другую крайность – формализм.

Идея «человеколюбия», развиваясь в русле учения об «управлении добродетелью», выкристаллизовывалась у Цзы Сы и Мэн-цзы (372-289 до н. э.) в мировоззрение построенное на этических принципах. Идея же «ритуала» разрабатывалась» Сюнь-цзы (313-235 до н. э.), а у Хань Фей-цзы, развиваясь в русле учения об управлении законами, она, как наука об управлении феодальным государством, обнаружила тенденцию к отрыву от этики. Это противоположно направленное развитие мысли как раз и составляет основу различия учения Мэн-цзы о природной склонности человека к добру: «Если человек делает недоброе,в этом не вина его природных качеств»; и учения Сюнь-цзы о природной склонности человека ко злу: «Человек по своей природе зол… Человек рождается с инстинктивным желанием наживы… Человек рожается завистливым… Когда человек вежлив и уступчив, это противоречит его природе. Первое из них выводит нормы поведения человека из его природы, доброта даруется небом, а второе учение, считая природу человека злой, утверждает необходимость регулирования извне. Поэтому направления Цзы Сы и Мэн-цзы имело перспективы дальнейшего развития как путь «усовершенствования личности», «выравнивая семьи», то есть главным образом как этическое учение. При этом, поскольку «усовершенствование личности» и «выравнивание семьи» представляло интерес и для простого народа, постольку, хотя по своему идейному содержанию данное направление считалось, несомненно, учением правящих слоев, в целом оно включало в себя элементы универсальной этики. Именно благодаря этому оно служило также и средством идеологического воздействия на массы. Безусловно, однако, что эта сторона развития конфуцианства не отменяла его роли проповедника «Пути управления государством и достижения гармонии в Поднебесной». Поскольку конфуцианство было»Путем знати», оно в полной мере представляло собой синтез политики и этики, только в зависимости от той или иной школы акцент делался на одном из этих двух аспектов его учения.

Можно утверждать, что развитое Цзы Сы и Мэн-цзы учение о морали относится к ортодоксальному направлению конфуцианской традиции. Однако это вовсе не означает, что понятие «ритуал» совершенно исчезло из конфуцианства. Данное понятие сохранилось и в учении о морали Цзы Сы и Мэн=цзы как второстепенный элемент, как средство, соподчинение «выверению вещей» и «выправлению сердца».

В основу конфуцианской натурфилософии (хотя натурфилософский аспект особого развития не получил) была положена «Книга перемен» («И-цзин»). Хотя она представляла собой гадательную книгу и книгу религиозной магии, в размышлениях об изменении явлений и о движении содержались, хотя и в гадательной форме, элементы диалектики. В частности, наивная натурфилософия, восходящая к представлениям об «инь-янь», развивается в комментирующих частях «Книги перемен», написанных и включенных в нее позже: «Десяти крыльях» и «Передаче «Перемен»».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: