Основные понятия учения

«Я передаю и ничего не выдумываю» – говорил Конфуций.

Ученики Конфуция записали его высказывания, обобщив их в книге «Лунь юй» (VI в. до н. э.), название которой принято переводить как «Беседы и суждения». Она состоит из коротких записей бесед Учителя с последователями, из лаконичных афоризмов Конфуция и описаний важных эпизодов его жизни.

Основы учения Конфуция:

– добродетель и знание, взаимно влияющие друг на друга.

– стремление к совершенному общественному порядку, «ли», достигаемому путем этики и благодаря развитию человека.

– понятие о благородном муже

Конфуций писал, что в обучении нужно:

1. Довести человека до того, чтобы задавал вопросы.

2. Благодаря вопросам идти вглубь себя.

3. Познавая себя – познать Небо и Законы.

4. Познавая Небо и Законы – познать других людей.

5. Познавая других людей – создать общество как отражение Духовных благ.

Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун, 忠) – лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Пять постоянств праведного человека:

1. Жэнь (仁) – человечность, «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это – человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует изЖэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём gentle тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево Дома потомков Конфуция в его родном городе, Цюйфу.

Жень – центральная категория учения Конфуция. Обычно она переводиться как «человеческое начало», «милосердие», «человеколюбие», «гуманность». Жень обозначает и специфический признак человека, и программу его деятельности. Это – человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос, в чем заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Сам же Конфуций на вопрос, что такое «жень», отвечал: «Это значит любить людей.».

Иероглиф «жень» состоит из двух знаков, обозначающих соответственно человека и цифру два. «Жень» берет свои истоки и реализуется в отношениях человека с другими людьми. Именно они, эти соотношения, составляют собственно пространство человеческого бытия.

В состав понятия «жень» входит и золотое правило нравственности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: