Вэнь; воспитанность

Более высокое положение в человеческой и социальной иерархии означает также более высокий уровень нравственной ответственности.

Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в состав категории «вэнь». «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Сам Конфуций так говорил о «вэнь»: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем».

Книга «Луньюй» начинается и завершается высказыванием о необходимости учиться и о благородном муже. Важнейшие категории Конфуция – «жень», «ли», «вэнь» – являются одновременно чертами идеальной личности, именуемой благородным мужем.

Литература

Древнекитайская философия. Т. 1-2. - М.,1973.

Хрестоматия по истории древнего Востока. Т.2. - М., 1980.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 1970.

Васильев Л.С. Конфуцианство в Китае // Вопросы истории. - 1968. -

№Ю.

Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1983.

Васильев Л.С. Конфуций // Вопросы истории. - 1989. - №3. - С.89-105. Крывелев И.А. История религий. Т.1. - М.,1975.

Мифология древнего мира.-М., 1977.

Чанышев А.М. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.

Рубин В.А. Идеология и культура древнего Китая. - М.: Наука, 1970. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. - М., 1981.

Антология мировой философии. Т.1. - М., 1969.

Сидихменов В.Я. Дракон - древний символ Китая //Проблемы Дальнего Востока. - 1990. - №5. - С. 148-156.

Козловский Ю.Б. Конфуцианские школы: философская мысль и авторитарные традцции // Народы Азии и Африки. - 1987. - №3. - С.67-77.

Евсюков В.В. Мифология китайского неолита // Народы Азии и Африки. - 1988. - №5.


Лукьянов А. Древнекитайские философские космогонии //Проблемы Дальнего Востока. - 1999. - №1. - С. 104-117.

Главева Д.Г. Философия Восточно-азиатского региона (Китай, Япония, Корея) и современная цивилизация //Восток. - 1999. - №5. - С. 148-158.

Конфуцианский трактат «Сяо Цзин» (каноническая книга о сыновней почтительности). Гд. 1, 8, 9 //Восток. - 1999. - №6. - С. 129-141.

Китайская версия буддийской канонической «Сутры о признаках» («Лакшана - сутры»), К исследовательской категории «власть» в буддийской культуре//Восток. - 1998. - №1. - С. 126-141.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: