В современных условиях рынка создание и производство новых товаров является решающим для процветания фирмы. Поэтому у каждой фирмы должна быть своя программа разработки новых товаров.
При разработке и производстве нового товара на рынок необходимо учитывать два требования:
1. прогнозировать и по возможности формировать новые потребности.
2. максимально сокращать срок между выдвижением идеи и пробной продажей товара, что требует интенсификации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и высоких затрат на их проведение в единицу времени.
Компания может заполучить новинки двумя способами:
1. путем приобретения со стороны, т.е. купив целиком какую-то фирму, патент или лицензию на производство этого товара.
2. благодаря собственным усилиям, т.е. создав у себя отдел исследований и разработок.
Под новинками понимается оригинальные изделия, улучшенные варианты или модификации существующих товаров, а также новые марки – плоды НИОКР фирмы-производителя.
|
|
Новаторство – дело рискованное. По данным исследователей, на рынке товаров широкого потребления терпит неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения -20%, а на рынке услуг – 18%.
Причины неудач новинок:
1. волюнтаризм руководства фирмы
2. переоценка емкости рынка
3. неправильная конструкция товара в реальном исполнении
4. неправильная реклама
5. неверно выбранный сегмент рынка
6. назначение слишком высокой цены
7. ответный удар конкурентов
Таким образом, перед любой фирмой встают очень сложные проблемы: с одной стороны, необходимость разработки новых товаров, с другой – опасность неудачи нововведения. Поэтому необходимо целенаправленно сориентировать фирму на разработку новых товаров, а ее специалисты должны тщательно проработать каждую стадию создания новинок.
Основные этапы разработки нового товара:
1. Формирование идей
2. Отбор идей
3. Разработка замысла и его проверка
4. Разработка стратегии маркетинга
5. Анализ возможностей производства и сбыта
6. Разработка товара
7. Испытание в рыночных условиях (тестирование продукта)
8. Развертывание серийного (коммерческого) производства.
Для того, чтобы достичь успеха, фирме в среднем необходимо изучить 60 новых идей, чтобы в конце концов получить одну, наиболее полно отвечающую перспективным требованиям рынка. Иногда при выдвижении идей используется метод «мозговой атаки» или «мозгового штурма», когда сотрудники фирмы, потребители, специалисты, изобретатели или какие-то другие группы людей собранные вместе, за определенное время без консультаций с присутствующими озвучивают большое количество новых идей, из которых в дальнейшем производится отбор.
|
|
Цель отбора – как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи. Даже в том случае, когда идея представляется хорошей, возникает вопрос: подходит ли она для конкретной фирмы, хорошо ли согласуется с ее миссией, стратегическими установками и ресурсами?
Многие фирмы разработали специальные системы оценки и отбора идей. Одной из них является метод «экспертных оценок», при котором для отбора идей приглашаются от 10 до 20 и более специалистов по соответствующей проблеме, которые выбирают три наиболее ценные идеи (по их мнению) и присваивают им баллы. Одна, а иногда две или три идеи получившие максимальное число баллов, принимаются для последующего рассмотрения. Количество реализуемых идей зависит от возможностей фирмы и ее планов на будущее.