Растущая реальность глобальных олигополий

Глава 2.

Глобальные процессы в мировой экономике.

Растущая реальность глобальных олигополий.

Ключевые слова: олигополии, глобальные олигополии, транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные банки (ТНБ), многонациональные корпорации (МНК), глобальные компании, финансово-промышленные группы (ФПГ), промышленные группы, универсальные многоотраслевые комплексы (УМК), японские сюданы, южнокорейские чеболи, кэйрэцу, модели диверсификации направлений производства фирмы, конгломератный тип диверсификации.

( 1) Введение к главе 2........................................................................................................... 3

(2) Формирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими
компаниями (глобальных олигополий) - две грани одного процесса............... 3

(3) От национальных олигополий - к глобальным......................................................... 3

(4) Почему не срабатывает традиционное мышление?................................................. 3

(5) Принцип сужающихся перспектив.............................................................................. 3

(6) Структурирование по модели ДУКО.......................................................................... 3

(7) Центральная проблема структурирования................................................................ 3

(8) Орг-структура ФПГ-УМК на примере японских «сюданов» и южно-
корейских «чеболей»
.................................................................................................... 3

(9) Продолжение аналогии и прогноз............................................................................... 3

(10) Заключение и выводы................................................................................................... 3

(1) Введение к главе 2

На современном этапе такая модель рынка как конкурентная олигополия[1] заслуживает пристального внимания со стороны учёных и широкой общественности. Анализ новейших тенденций приводит к выводу, что конкурентная олигополия становится, по сути, ядром современной структуры рынков (в большинстве основных отраслей промышленности, за исключением новейших).

Это ядро способно обеспечить устойчивое развитие и наиболее ценное сочетание устойчивости и конкуренции. Для его адекватно­го описания созрела необходимость в разработке модели ОКГО (Ор­ганизованной Конкурентной Гармоничной Олигополии), которая предполагает определенный набор функций государственных органов по совершенствованию «культивированию» конкурентной среды[2].

Однако, модель ОКГО относится к национальным олигополиям (хотя, по нашему мнению, многие её элементы могут быть примене­ны и к глобальным олигополиям). Сегодня мы являемся свидете­лями ускорения процесса формирования глобальных олигополий. Настоящий период можно рассматривать как переходный этап: от национальных олигополий - к глобальным, для которого характерно взаимоналожение, взаимопересечение глобальных и национальных олигополий.

(2) Формирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) - две грани одного процесса

К проблемам российского менеджмента прибавляется ещё одна, связанная с ускорением формирования глобальных олигополий. Эта проблема в настоящее время становится определяющей для менеджмента крупных компаний многих стран.

Формирование глобальных олигополий непосредственно связано c неуклонным движением к глобализации хозяйственной деятельности крупных компаний. Эта глобализация является логическим продолжением процесса экспансии крупных компаний, который начался в послевоенные годы с бума ТНК (транс-национальных trans-national или меж-страновых корпораций), охватывающих несколько стран. В 80-е годы эти компании переросли в МНК (многонациональные корпорации, multi-national корпорации), охватывающие более двух-трёх десятков стран. В нынешней фазе глобализации ещё не завершен процесс экстенсивного развития[3], который очевидно не остановится до тех пор, пока компании, развивая сети своих филиалов и представительств, не проникнут со своей продукцией/услугами во все регионы и территориальные «глубинки» во всех странах мира.

В современных условиях формирование глобальных корпоративных сетей форсируется также благодаря отладке новых экономических механизмов. В частности, франчайзинг (с различными его вариантами) является одним из алгоритмов ускоренного развития таких сетей[4].

Глобальная экспансия стимулируется также благодаря своеобразной цепной реакции. Как утверждает С.Гибара, главный управляющий корпорации «Goodyear Tire & Rubber Co»: «То, что мы имеем, представляет собой настоящую цепную реакцию... Мы становимся глобальными, поскольку наши потребители становятся глобальными. Далее, в той степени, в которой мы становимся глобальными, наши поставщики вынуждены становится глобальными.[5]»

Однако, подлинной движущей силой в процессе экспансии корпоративных сетей является конкуренция с себе подобными, при которой компании стремятся не отстать от конкурентов в охвате территорий и развитии структуры сетей. Таким образом, конкуренция сетевых структур стимулирует их продолжающуюся экспансию, а экспансия сетей, в свою очередь, влияет на режим их конкуренции, создавая повсеместно пересечения сетей на формирующихся рынках, тем самым здесь действуют механизмы прямой и обратной связи.

Таким путём этот процесс ведёт к «конечному состоянию», определяемому в настоящей работе, как «уплотнение конкуренции сетей». Введём определение. Назовём конкуренцию между несколькими (число «олиго») сетевыми структурами (достигшими оптимальной степени «густоты») «плотной на данной территории», если в каждой точке этой территории потребитель имеет выбор из продукции всех данных фирм. (Однако, в этом определении рыночное пространство на территории нельзя рассматривать как плоское. Необходимо смоделировать его как содержащее крупные города и глубинки).

При достижении «конечного» состояния «уплотнения конкуренции» корпоративных структур (в глобальном экономическом пространстве) завершается процесс формирования глобальных олигополий. Это конечное состояние также означает, что резервы экстенсивного развития всех компаний - олигополистов исчерпаны.

Отметим, что два понятия, ныне широко используемые в современной экономической литературе: «глобальная компания» и «глобальная олигополия» нуждаются в уточнении, поскольку не отражают того, что предстоит ещё длительный путь экстенсивного развития, ведущий к их полной реализации. Поэтому мы считаем целесообразным ввести понятия «полностью глобальная компания»[6] и «полностью сформировавшаяся глобальная олигополия» - оба понятия относятся к «конечному состоянию», которое характеризуется: а) уплотнением конкуренции компаний-олигополистов (в рамках глобального экономического пространства); б) исчерпанием резервов экстенсивного развития всех компаний-олигополистов. Соответственно к нынешним таким компаниям будем применять термин «условно-глобальные компании».

(3) От национальных олигополий - к глобальным

Можно провести параллель между нынешним эволюционным процессом, ведущим к образованию глобальных олигополий и известным из недавней истории процессом формирования национальных олигополий (т.е. олигополий в национальных отраслях промышленности наиболее индустриально развитых стран мира; этот процесс происходил в первой и для большинства этих стран во второй половине 20-го века). Оба эти процесса, их закономерности и фазы углубления могут быть описаны общей моделью.

На начальном этапе в процессе формирования национальных олигополий мы имеем несколько десятков, как правило, небольших компаний в рамках отдельных национальных отраслей промышленности. Например, в 20-е годы в автомобилестроении США насчитывалось свыше 30 компаний. Эти компании стремились к расширению производства и охвату новых регионов сбыта. Но на определённом этапе возникает поворот к резкому сокращению числа компаний-конкурентов в отрасли в результате поглощений и слияний, а также, отчасти, банкротств. Этот поворот свидетельствует о возникновении эффекта «тесноты» экономического пространства в рамках национальных отраслей.

Продолжающаяся активная экспансия компаний стимулируется и ускоряется благодаря конкуренции с себе подобными. Экспансия, достигая пределов национальных границ, ведёт к тому, что сбытовые сети компаний заполняют все возможные локальные рынки: таким образом, в отраслях формируются компании национального масштаба (или компании «плотные» в рамках национального экономического пространства аналогично введённому ранее понятию «полностью глобальных компаний»).

Формирование в отрасли сразу нескольких компаний национального масштаба сопровождает процесс «уплотнения конкуренции» между этими компаниями (в рамках национального экономического пространства). Эти два процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их совместное завершение означает окончательное формирование олигополий в национальных отраслях. Мы будем называть их отраслевыми олигополиями (или олигополиями-I). Они соответствовали первой ступени структурирования национальной экономики развитых стран. Согласно результатам анализа, приведённого в работе (1), процесс структурирования национальной экономики в наиболее индустриально развитых странах мира (в первой и для большинства этих стран во второй половине 20-го века) носил чётко выраженный двух-ступенчатый характер. И на второй завершающей ступени структурирования в каждой из этих стран образовалось несколько мощных национальных ФПГ-УМК (финансово-промышленных групп с универсальным спектром охвата отраслей, так называемых, универсальных многоотраслевых комплексов (УМК)), которые, конкурируя между собой, создавали одну национальную надотраслевую олигополию-II.

* * *

Укажем на существенные отличия конечного состояния для национальных олигополий как открытых систем от ожидаемого конечного состояния глобальных олигополий как замкнутых систем:

а) С формированием национальных олигополий процесс экспансии, экстенсивного развития компаний не прекращается, напротив, он активно, нарастающими темпами продолжается вовне, за пределы национальных границ.

б) Национальные олигополии никогда не были полностью замкнутыми системами; они испытывали (в большей или меньшей степени) влияние внешней конкуренции со стороны крупных иностранных фирм (это влияние осуществлялось как посредством поставок импортированных товаров, так и путём проникновения производственных филиалов иностранных фирм на территорию страны).

Для ожидаемого конечного состояния глобальных олигополий характерны иные качества:

а) замкнутость системы, отсутствие внешних государств и внешних конкурентов;

б) прекращение процесса экстенсивного развития компаний путём территориальной экспансии, охвата новых территорий сбыта.

Формирование глобальных олигополий предсказывалось многими авторами в последнее десятилетие[7] (известны также подобные прогнозы ещё с 70-х годов). Однако, мы стали свидетелями того, как сроки прогноза неожиданно приблизились. В течение последних лет мы наблюдаем достаточно резкий поворот в сторону крупномасштабных поглощений компаний - непосредственных конкурентов (относящихся к разным странам и в ряде случаев к одной стране), волна которых создаёт настоящую цепную реакцию и охватывает различные отрасли. Это даёт основание утверждать, что процесс формирования глобальных олигополий вступил в свою первую фазу.

<<Если Вы хотите понять важный смысл, который стоит за волной крупномасштабных поглощений последнего десятилетия, здесь есть только одно слово: олигополия. Какую бы отрасль промышленности Вы не взяли, она структурируется в свою собственную версию американской «большой тройки» автомобилестроителей...

Что же происходит? Как утверждает Л.Галамбос, ведущий специалист по истории бизнеса университета Джона Гопкинса: «Глобальные олигополии также неизбежны как восход солнца»...

Олигополистическая конкуренция оказалась благотворной, поскольку она предотвращает окостенение и приводит к тому, что менеджмент поддерживает свои организации в состоянии инновационности и эффективности в течение длительного периода... она заставляет менеджмент крупных компаний-лидеров, имея достойных соперников, не расслабляться[8]...

Отрасль за отраслью марш в направлении олигополизации (консолидации) представляется неотвратимым.>>[9]

¨ После слияния «Даймлер»-«Крайслер» (ныне завершённого) и «Форд»-«Вольво» (пока ещё не завершённого) мировая отрасль автомобилестроения продолжает стягиваться в шесть или восемь гигантских компаний.

¨ В мировой отрасли записи музыкальных компакт-дисков намечается «большая пятёрка» (их доли на американском рынке отражены в таблице 2).

¨ В производстве безалкогольных напитков пока обозначились три основных глобальных «боксёра» (их доли на американском рынке отражены в таблице 1).

¨ В мировом производстве полупроводников пока около 12 глобальных участников.

¨ В фармацевтической отрасли сегодня сформировалось 10 глобальных «боксёров», причём ожидается сокращение этого числа путём дальнейших слияний, поскольку даже гиганты в этой отрасли опасаются, что они слишком малы, чтобы конкурировать в глобальном масштабе.[10]

¨ Цитируем Д.М. Михайлова: «Основной тенденцией развития финансово-банковской отрасли становится формирование глобальной олигополии (выделено Д.М. Михайловым).Четыре главных игрока уже определились - Goldman Sachs, Merill Lynch, Solomon Smith Barney, Morgan Stanley Dean Witter. Их рыночные доли составляют от 10 до 13%. Важным преимуществом крупнейших инвестиционных банков является глобальный характер их деятельности. Поскольку все больше промышленных компаний ведут свой бизнес в международных масштабах, естественно они становятся клиентами инвест-банков, которые способны предоставить консультации и совершить транзакции на любом рынке мира[11]».

таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: