Вопрос 2.Олигополия взаимодействие фирм и его модели

Универсальной теории олигополистического ценообразова­ния не существует. Тем не менее для олигополистических рынков характерны две особенности: относительная неподвижность цен и определенная синхронность изменения цен.

Рассмотрим модель дуополии Курно. Согласно этой модели на рынке – две фирмы (дуополия) X и Y, которые конкурируют между собой, производят однородную продукцию и самостоятельно принимают решения относительно цены и объема выпуска (некооперативное поведение). При этом учитываются не только издержки производства и спрос, но и предложение конкурента.

Если фирма Y начнет расширять продажи, то фирма X лишится части спроса, что вызовет смещение графика DX влево. В результате изменяется объем производства (от Q0®Q1®Q2), максимизирующий прибыль фирмы X, и соответствующая ему цена.

График объема производства фирмы X в зависимости от объема производства фирмы Y называется кривой реагирования фирмы X. Такой график можно построить и для фирмы Y.

Равновесие Курно – в точке А, где предположения фирм совпадают с их реальными действиями, а QX и QY – оптимальны.

Дуополия Курно – это модель, анализирующая поведение двух конкурирующих фирм при условии, что одна фирма, расширяя выпуск, частично вытесняет с рынка другую.

Однако если фирма X займет активную позицию и не допустит фирму Y на свой рынок, может начаться ценовая война.

Ценовая война – цикл последовательных уменьшений цены с целью вытеснения конкурента с олигопольного рынка. Она продолжается до тех пор, пока цена не снизится до минимального уровня (P = AC = MC).

     
 
 
 


Рис. 17 Модель дуополии Курно

В качестве подтверждения рассмотрим графическую модель ломанной кривой спроса на продукцию олигополиста (рис. 18).

На рис. 18 показано, что фирма А имеет кривую спроса на свою продукцию Da~Da. Фирмы В и С — кривую спроса Dbc-Dbc. На рынке установилась цена Р*= 60 ден. ед.

Если одна из фирм, допустим, фирма Аповысит цену, то фирмы В и С не последуют за ней, потому что отрезок кривой Da-E имеет высокую ценовую эластичность, и многие покупатели фирмы А переключатся на продукцию фирм В и С (которые увеличат доход).

 
 


Рис. 18 Ломаная олигополистическая кривая спроса

Следовательно, кривая спроса на олигополистическом рынке имеет ломаный вид Dbc-E-Da.

В случае снижения фирмой А цены Р* другие фирмы В и С последуют ее примеру, так как не захотят терять своей доли рынка, и поэтому сбыт расширяется только до тех пор, пока более низкая рыночная цена увеличивает совокупный рыноч­ный спрос.

Если снижение цены будет продолжаться, то фирмы будут втянуты в ценовую войну, что в конечном итоге ведет к небла­гоприятным последствиям для производителей.

Кривые предельного дохода MRa и М Rbc также имеют вид ломаной кривой, но в двух местах L и К. Вертикальная часть кривой MRl~MRk соответствует излому кривой спроса Dbc-E-Da,, что позволяет при изменении предельных издержек МС1 и МС2 на вертикальном отрезке MRl~MRk не изменять цены и объемы продаж.

Рассмотренная модель ломанной кривой спроса помогает понять, почему олигополисты неохотно отступают от устано­вившейся цены, но не объясняет выбор уровня цены.

Учитывая, что на олигополистическом рынке доход во мно­гом зависит от поведения конкурентов, многие из них стремят­ся к соглашениям по поводу цены и доли рынка, т.е. к образо­ванию картеля.

Если картельные соглашения не запрещены в стране, то их участники, по существу, превращаются в чистых монополистов и могут определять количество выпускаемой продукции в соот­ветствии с правилом MR = МС установить цены, обеспечи­вающие максимум прибыли. Однако картели в большинстве стран, в том числе и в Казахстане, запрещены и их создание пре­следуется законом.

Если явный сговор противозаконен, олигополисты нередко прибегают к сотрудничеству, которое достигается при помощи молчаливого согласия следовать в области ценообразования за фирмой, которая в силу своего размера, уровня издержек ста­новится признанным лидером. Такая фирма проводит активную ценовую политику, максимизируя свои прибыли. Соперничаю­щие предприятия соглашаются с ценой лидера и, как в условиях рынка совершенной конкуренции, определяют объемы про­изводства, максимизирующие их прибыли.

Если фирма-лидер изменяет цены, ее примеру следуют дру­гие фирмы.

Наиболее распространенным методом ценообразования на олигополистическом рынке является расчет пен по принципу «издержки-плюс». Формула расчета цены имеет вид:

р = АТС (1 + r), (9)

где Р — расчетная цена;

АТС — средние общие издержки;

r- процент надбавки к издержкам.

Так как величина средних издержек меняется и неизвестно, ка­кое количество удастся реализовать в планируемый отрезок време­ни, то их величина исчисляется с учетом выпуска продукции при 75-80-процентном использовании производственных мощностей.

Допустим, расчетная себестоимость единицы продукции АТС составляет 6000 р. Предполагается произвести в течение года 280 тыс. ед. Устанавливается надбавка r в размере 15 %. По формуле 9 цена составит 6900 р.

Уровень надбавки может быть привязан к цели предприятия, допустим, окупать в установленный срок капитальные вложе­ния. Зачастую ориентиром выступает среднеотраслевая норма прибыли, сложившаяся в последний период, и другие мотивы.

Широкое применение на практике данного метода ценообразования объясняется простотой расчета. Отмечается, что если этим методом будет пользоваться большинство фирм в отрасли, то это приведет к выравниванию цен на однородную продукцию различных производителей.

Однако такой метод расчета цен не принимает во внимание факторы спроса, характер товара и конкурентные условия рын­ка. Поэтому возможны ситуации, когда продукция при данной цене не будет пользоваться спросом.

При анализе олигополистического ценообразования все чаще применяется теория - игр. Рассмотрим простейший случай, когда два олигополиста не имеют желания или не могут осуществить явный сговор. Воспользуемся данными таблицы 2.

Таблица 2

Платежная матрица по прогнозированию цен

  Фирма 1 Фирма 2
Назначает цену в 4 р. Назначает цену в 4 р. Назначает цену в 6 р.
120р. 120р. 200р. 40р.
Назначает цену в 6 р. 40р. 200р. 160р. 160р.

Проанализируем платежную матрицу. Если быобе фирмы смогли договориться об установлении цены в 6 р., то доход ка­ждой составил бы 160 р. Однако сговор исключен, и перед ни­ми стоит задача самостоятельно определить цену с учетом воз­можной цены конкурента.

Как показывает платежная матрица, если фирма 2 назначит цену в 4 р., то наилучшее решение для фирмы 1 также назна­чить цену в 4 р. В этом случае обе фирмы получат доход по 120 р. А если фирма 2 назначит цену в 6 р., то для фирмы 1 все равно оптимальным вариантом будет цена 4 р. потому что ее доход составит 200 р., а у фирмы 2 только 40. Покупатели фирмы 2 переключатся на приобретение продукции фирмы 1.Подобным образом будет рассуждать руководство фирмы2, т.е. ей в любом случае выгоднее назначить цену в 4 р. независимо от того, как поступит фирма 1.

В итоге, пока две фирмы не могут подписать договор и со­обща назначить цену в 6 р., ни одна из них не рискнет назна­чить цену в 6 р., — обе остановятся на цене в 4 р.

Является ли с точки зрения общества, олигополия эффек­тивной рыночной структурой? Обнаружились две точки зрения.

Первая утверждает, что современная научно-исследовательская деятельность по разработке новых продуктов и производственных технологий является довольно дорогостоящей. Поэтому только круп­ные олигополистические фирмы способны финансировать такие раз­работки и их внедрение. С течением времени олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению продукта, более низким издержкам производства на единицу изделия, более низким ценам и большему объему продукции, а затем и большей занятости людей. Все это служит общей пользе.

Вторая точка зрения заключается в том, что олигополисты во многих случаях действуют как монополисты, у них возника­ет сильный стимул к тому, чтобы мешать нововведениям и сдерживать научно-технический прогресс. Олигополисты могут устойчиво держать высокие цены на свой товар и заниженный объем производства. Контроль за ними затруднен (формально они не монополии). Истина, видимо, в том, что государство, безусловно, должно способствовать развитию крупного произ­водства и осуществлять контроль за действиями олигополистов, снижающих в своих интересах эффективность производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: