Источники таможенного права

Под источниками таможенного права понимаются нормативные правовые акты, принятые государственными и межгосударственными органами и содержащие нормы таможенного права, то есть правила поведения в таможенной сфере. Законодательство в таможенной сфере в РФ представлено исключительно актами федерального уровня, т. к. таможенное регулирование в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ относится к ведению РФ. Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ законы о таможенном регулировании, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Содержание таможенного законодательства Таможенного союза раскрывается в ст. 3 ТК ТС и включает три вида документов.

Во-первых, это ТК ТС. Он включает 8 разделов, 50 глав и 373 статьи. ТК ТС состоит из Общей и Специальной части. В Общей части регламентируются общие положения, вопросы информирования и консультирования, взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, информационные системы и технологии, таможенная статистика, единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, классификация товаров. Также здесь регламентируется определение страны происхождения товаров и таможенной стоимости товаров, представлены таможенные платежи и таможенный контроль. В Специальной части определены таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, связанные с помещением товаром под таможенную процедуру, таможенные процедуры, а также особенности перемещения через таможенную границу и помещения под таможенную процедуру отдельных категорий товаров. Объем и содержание Кодекса свидетельствуют, что он является основным документом по таможенному регулированию Таможенного союза непосредственного исполнения, содержащим нормы прямого действия.

Во-вторых, таможенное законодательство включает международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года N 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» определено вступление в силу с 1 января 2010 года перечня соглашений и протоколов, определяющих единые подходы таможенного регулирования. Государства-члены союза участвуют в большинстве международных договоров и конвенций в сфере таможенного дела. Среди них:

– Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года;

– Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза 1961 года;

– Конвенции о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 года;

– Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983 года;

– Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 1977 года;

– Таможенная конвенция о контейнерах 1972 года и другие.

Третьим видом документов таможенного законодательства Таможенного союза являются решения Комиссии Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов союза. Комиссия учреждена тремя договаривающимися государствами - участниками союза в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года «О Комиссии Таможенного союза». Комиссия обладает статусом единого постоянно действующего регулирующего органа, созданного для обеспечения условий функционирования и развития Таможенного союза с полномочиями по принятию решений, имеющих обязательный для сторон характер. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года N 17 утвержден План мероприятий по введению в действие ТК ТС, которым определяется перечень международных соглашений и решений Комиссии Таможенного союза, которые необходимо разработать и принять для реализации положений ТК ТС. К ним относятся:

– решение Комиссии Таможенного союза от 16.04.2010 N 218 «Об организации информационного взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза»;

– решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 261 «Об утверждении форм общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядка их ведения и формирования»;

– решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 «О формах таможенных документов»;

– решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 311 «Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем». Утвержденная Инструкция устанавливает, в частности, порядок декларирования товаров, регистрации декларации таможенным органом, декларирования временно ввозимых автомототранспортных средств для личного пользования, предусматривает случаи отказа в продлении срока временного ввоза.

Информирование о таможенном законодательстве Таможенного союза осуществляется путем опубликования актов в официальных и иных печатных изданиях, а также путем доведения информации до всеобщего сведения по телевидению и радио, с использованием информационных технологий. Комиссия Таможенного союза и таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ лицам к информации, размещенной на их официальных веб-сайтах в сети Интернет. Приложения к решениям Комиссии Таможенного союза публикуются на сайте Комиссии Таможенного союза www. tsous. ru, на сайте «Российской газеты» www. www/ tsous rg. ru и в её специальном выпуске.

В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенное регулирование в нём осуществляется в соответствии с национальным законодательством членов союза, действующим на территории государства - члена союза. Поэтому Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС, и подлежит применению с учетом изменившихся основных терминов и их определений в соответствии с ТК ТС. Кроме того, к законам РФ, регулирующим таможенные отношения, относятся:

– ФЗ РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который определяет порядок службы в таможенных органах и организацию ФТС РФ, а также правовой статус сотрудников;

– ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», определяющий полномочия РФ и её субъектов в целях обеспечения благоприятных условий внешнеторговой деятельности и защиты экономических и политических интересов РФ;

– ФЗ РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Целью этого Закона является защита интересов российских производителей в связи с расширением внешнеторговой деятельности, демпинговым или субсидированным импортом на территорию РФ;

– ФЗ РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который направлен на защиту отечественных культурных ценностей от незаконного вывоза из РФ, а культурные ценности иностранных государств от незаконного ввоза на территорию РФ;

– ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающий основы валютного регулирования и контроля в РФ, полномочия органов, права и обязанности резидентов и нерезидентов;

– ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», устанавливающий правовые основы политики государства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров.

Кроме федеральных законов в РФ отношения в таможенной сфере регулируют подзаконные акты, среди которых Указы Президента, Постановления Правительства и приказы Министерств экономического развития РФ, финансов, промышленности и торговли, ФТС РФ.

Так в связи с началом действия Таможенного союза ФТС РФ распространила Письмо ФТС РФ от 29.06.2010 N 01-11/31846 «О порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза».

При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов.

При перемещении товаров через таможенную границу в нарушении требований применяются законодательство Таможенного союза, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов союза. Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются законодательство и нормативные акты, действующие на день выявления нарушения установленных требований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: