Особые предметы таможенных правоотношений

В зависимости от характеристики товаров ввоз-вывоз отдельных их категорий отличается спецификой. К особым предметам таможенных правоотношений относятся: валюта и валютные ценности; произведения искусства; товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности и перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Перемещение грузов через границу изначально основано на гражданско-правовых отношениях, т.к. в его основе находится заключение договоров, соглашений. В области таможенного дела наиболее распространённым является договор купли-продажи. В числе существенных условий договора наличествует цена товара, а также его общая стоимость. Заключая внешнеторговый контракт на импорт или экспорт продукции, субъект внешнеэкономической деятельности обязательно перемещает через таможенную границу особый предмет таможенных правоотношений – валюту и валютные ценности. В области таможенного дела валюта участвует в международных расчётах, при этом речь идёт об операциях не только экспортно-импортных, но и не торговых (транспорт, страхование, туризм, переводы заработной платы). Правовые основы совершения валютных операций юридическими лицами предусмотрены вФедеральном законе от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», Постановлении Правительства РФ от 2007 года N 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».

К валюте РФ относят:

– денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

– средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

Под иностранной валютой понимается:

– денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

– средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Понятие «внутренние ценные бумаги» означает:

– эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ;

– иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории РФ.

Внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.

Валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Приведённые выше понятия имеют межотраслевое значение, так как активно используются в нормативных актах различных отраслей права – гражданского, уголовного, таможенного, банковского.

В соответствии с Договором «О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» перемещение через границу валюты и ценных бумаг в валюте государств-членов Таможенного союза, иностранной валюты и других валютных ценностей осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.

При единовременном ввозе наличной иностранной и (или) валюты государств-членов Таможенного союза, ценных бумаг в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, они подлежат таможенному декларированию в письменной форме.

Вывоз наличной иностранной и (или) валюты государств-членов Таможенного союза физическими лицами допускается в размере, равной в эквиваленте не более 10 000 долларов США. Никаких документов, подтверждающих законность приобретения валюты или её предварительный ввоз в страну, таможенному органу представлять не надо. При единовременном вывозе денежных средств в сумме, более 3 000 долларов США, обязательна письменная декларация. Вывоз валюты в эквиваленте более 10 000 долларов США допускается только в особых случаях.

Особой категорией товаров в области таможенногодела являются произведения искусства, представляющие художественную и культурную ценность. Особенность перемещения их через таможенную границу в РФ регламентируются Законом «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

К культурным ценностям относятся: исторические ценности, картины, скульптуры, иконы, уникальные и редкие музыкальные инструменты, старинные монеты, марки, редкие коллекции и т.п. (кроме сувенирных изделий, предметов серийного и массового производства). Предмет культурного назначения, возраст которого превышает 50 лет, считается антиквариатом, и для вывоза его за границу необходимо специальное разрешение. Многообразие форм содержания культурных ценностей затрудняет дать их исчерпывающий перечень, поэтому созданы специальные каталоги и реестры, куда в соответствии с их признаками вносится перечень предметов, имеющих культурное значение, с присвоением им идентификационного номера. Функции государственного регулирования и контроля обращения культурных ценностей наряду, с ФТС РФ выполняет Министерство культуры РФ, а именно Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федеральное архивное агентство.

Культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе в органах по сохранению культурных ценностей. Экспертизу по заявлению собственника или иного заинтересованного лица проводят уполномоченные специалисты музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций. Кзаявлению прилагается копия загранпаспорта, а для юридических лиц - копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ. Необходимо представить вывозимые предметы и три цветные фотографии каждого из них. Стоимость вывозимой вещи подлежит удостоверению с помощью чека или заключения эксперта Министерства культуры РФ.

При принятии решения о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей выдается свидетельство, которое является основанием для пропуска их через таможенную границу. Бланки свидетельств имеют степень защиты на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер и являются документом строгой отчетности. Разрешение на вывоз культурных ценностей выдаётся на три месяца. Автор может вывезти созданные им произведения в неограниченном количестве.

Вывозу из РФ не подлежат следующие виды культурных ценностей:

– движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания;

– движимые предметы, независимо от времени их создания, внесенные в охранные списки и реестры в установленном порядке;

– культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ;

– культурные ценности, созданные более 100 лет назад.

Запрещается также ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск.

В случае приобретения добросовестным приобретателем незаконно вывезенных из других государств, похищенных или утерянных культурных ценностей, они подлежат возврату законному собственнику с выплатой компенсации добросовестному приобретателю.

Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется таможенными органами в государстве - члене Таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов союза, а в соответствии с национальным законодательством также в отношении объектов, не включенных в такие таможенные реестры.

В соответствии с главой 46 ТК ТС, если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр государства - члена союза или в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск товаров приостанавливается на десять дней.

Таможенный орган не позднее одного дня после принятия решения о приостановлении выпуска таких товаров уведомляет декларанта и правообладателя или лиц, представляющих их интересы, о причинах и сроках приостановления, а также сообщает декларанту наименование и место нахождения правообладателя и (или) лица, представляющего его интересы, а правообладателю или лицу, представляющему его интересы, - наименование и место нахождения декларанта.

По истечении срока приостановления выпуска товаров выпуск их возобновляется, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, иные документы в соответствии с национальным законодательством. Таможенные органы также вправе приостановить выпуск товаров, не включенных в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности государства, без заявления правообладателя в соответствии с национальным законодательством государств - членов Таможенного союза.

Правообладатель в соответствии с национальным гражданским законодательством несет ответственность за имущественный вред (ущерб), причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в результате приостановления выпуска товаров, если не установлено нарушение прав правообладателя.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока, если: в таможенный орган поступило заявление правообладателя или лица, представляющего его интересы, об отмене такого решения; объект интеллектуальной собственности исключен из таможенных реестров объектов; иные случаи.

Особенности ввоза, вывоза и таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, регламентируется в ст. 335 ТК ТС. Ввоз на таможенную территорию Таможенного союза и вывоз с этой территории таких товаров допускается после выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. При подаче таможенной декларации фактическое предъявление товаров таможенному органу не требуется. При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза или вывозе с этой территории товаров допускается смешивание товаров, а также изменение количества и состояния (качества) товаров вследствие технологических особенностей транспортировки и специфических характеристик товаров в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами.

Особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, определяются в соответствии со статьей 194 ТК ТС. Количество товаров определяется на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах в соответствии со ст. 337 ТК ТС, актов о фактических поставках товаров по внешнеторговому договору, актов сдачи-приемки, сертификатов качества товаров и других аналогичных документов, подтверждающих адресное распределение объемов товаров за расчетный период, определяемый в соответствии с национальным законодательством.

При таможенном декларировании товаров используются показания приборов учета, расположенных на территории государства отправления этих товаров, либо приборов учета, находящихся на территории сопредельного государства либо в иных местах, в соответствии с п. 1 ст. 337 ТК ТС. При декларировании товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, используются показания приборов учета, расположенных на территории государства назначения этих товаров или находящихся на территории сопредельного государства либо в иных местах, в соответствии с п. 1 ст. 337 ТК ТС.

При таможенном декларировании перемещаемого трубопроводным транспортом природного газа для подтверждения его количества и качества используются акты о фактических поставках природного газа, составленные на основании показаний приборов учета, расположенных в местах его сдачи контрагентам, определенных условиями внешнеторговых договоров, на основании которых осуществляется такое перемещение.

Особенности ввоза, вывоза и таможенного декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи (ст. 336 ТК ТС) заключаются в следующем. Ввоз на таможенную территорию Таможенного союза и вывоз с этой территории товаров допускается до подачи таможенной декларации таможенному органу. Декларирование осуществляется с последующей подачей таможенной декларации на помещение электрической энергии под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта соответственно не позднее двадцатого числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической ее поставки. При подаче таможенной декларации фактическое предъявление электрической энергии таможенному органу не требуется. Таможенному декларированию подлежит ввезенное или вывезенное фактическое количество электрической энергии. Её количество определяется на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах и фиксирующих перемещение электрической энергии, актов о фактических поставках энергии по соответствующему внешнеторговому договору, актов сдачи-приемки и других документов, подтверждающих фактическое перемещение электрической энергии, как сальдо-переток электрической энергии за каждый календарный месяц, если иное не установлено национальным законодательством.

При таможенном декларировании электрической энергии, вывозимой с таможенной территории Таможенного союза или ввозимой на его территорию используются показания приборов учета, расположенных на территории государства отправления этой электрической энергии, либо приборов учета, находящихся на территории сопредельного государства, в соответствии с п. 1 ст. 337 ТК ТС.

При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке.

Решение о подтверждении принадлежности товаров к гуманитарной помощи принимается Комиссией по вопросам гуманитарной и технической помощи, которая выдаёт удостоверение. Контроль за целевым использованием гуманитарной помощи в РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, а также ФТС РФ, ФНС РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В случае нецелевого использования получатель уплачивает в бюджет налоги, другие платежи, пени и штрафы, которые взыскивают налоговые и таможенные органы.

Через таможенную границу РФ нередко перемещаются и скоропортящиеся товары.К ним относятся товары, транспортировка или хранение которых требуют соблюдения особых климатических условий. Они подлежат таможенному оформлению и сертификации без очереди.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: