Методы государственного регулирования внешней торговли товарами

Государственное регулирование внешней торговли товарамипредполагает участие публичной власти в процессе установления правил перемещения через таможенную границу товаров. Оно строится на принципах, определённых в ст. 4 ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»:

– защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, российских производителей и потребителей товаров и услуг;

– равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;

– единство таможенной территории;

– взаимность в отношении другого государства;

– обеспечение выполнения обязательств по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав;

– выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей;

– гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесение ущерба участникам внешнеторговой деятельности;

– обеспечение обороны страны и безопасности государства;

– обеспечение права на обжалование в судебном или ином порядке незаконных действий государственных органов, а также права на оспаривание нормативных правовых актов, ущемляющих права участника внешнеторговой деятельности;

– единство системы регулирования внешнеторговой деятельности;

– единство применения методов регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Таможенного союза.

К товарам, перемещаемым через таможенную границу, применяется два основных метода: таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой финансовый инструмент, призванный способствовать развитию внешнеторговых связей; регулировать отношения такого рода, стимулировать прогрессивные структурные изменения в экономике. Оно выражается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин при перемещении товаров через границу. В соответствии со ст. 50 ТК ТС для осуществления мер регулирования применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Нетарифное регулирование – метод, заключающийся в установлении в законе и использовании государствами-членами союза средств воздействия на внешнеторговую деятельность и установление конкретных мер по запрету и ограничению. Целями нетарифного регулирования являются: защита национального рынка, содействие развитию отечественных производителей, охрана жизни и здоровья потребителей, стимулирование прогрессивных изменений в экономике.

Меры нетарифного регулирования внешней торговли можно классифицировать на меры экономического, административного и технического характера:

1. Меры экономического характера непосредственно влияют на цену товара как денежную сумму, которую намерен получать продавец и готов заплатить покупатель. Только они в полном объёме зачисляются в казну государства и способствуют эффективному осуществлению фискальной функции таможенными органами:

а) К ним в соответствии с ФЗ РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» относятся:

специальные пошлины – применяются в случае возможности причинения серьёзного ущерба национальной экономике, который трудно будет устранить впоследствии;

антидемпинговые пошлины – применяются при наличии демпингового оборота и обусловленного этим ущерба отрасли национальной экономике в целях предотвращения этого ущерба;

компенсационные пошлины – применяются при наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба в целях предотвращения этого ущерба.

Введению данных мер предшествует расследование, проводимое с целью установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию и сопровождение этим ввозом нанесения существенного вреда отечественному производству либо его угрозой.

б) НДС и акцизы, взимаемые при ввозе на таможенную территорию, одновременно включаются в систему таможенных платежей.

в) Таможенные сборы – разновидность таможенных платежей. Они уплачиваются за юридически значимые действия таможенных органов, выразившихся в совершении таможенных операций и хранении товара, перемещаемого через границу.

2. Меры нетарифного регулирования административного характера не содержат в своей основе экономических рычагов и не ведут к повышению затрат и цен на импортируемые товары, способствуя сохранению и даже увеличению потребительского спроса на них. Для них необходим специальный акт, адресованный определённому лицу и дающий возможность перемещать тот или иной товар.

а) Разрешительная система – порядок, при котором на перемещение через таможенную границу отдельных категорий товаров требуется разрешение, выдаваемое компетентными органами. В настоящее время в законодательстве отсутствует единый перечень товаров, на которые распространяется действие разрешительной системы. Анализ нормативных документов позволяет выделить ряд товаров, для которых требуются специальные разрешения. Это:

– оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение;

– наркотические средства и психотропные вещества;

– сильнодействующие и ядовитые вещества;

– медикаменты и витаминные препараты, за исключением прошедших апробацию в уполномоченных органах;

– радиоактивные вещества;

– драгоценные металлы и камни, за исключением временно ввозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;

– семена и посадочный материал, сырые продукты животного и растительного происхождения;

– представители флоры и фауны, занесённые в Красную книгу (рога оленей, сайгаков, маралов);

– произведения искусства, представляющие значимую художественную и культурную ценность.

б) Лицензированиекак исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров является разновидностью предыдущей меры, т.к. требует специального разрешения. Лицензирование экспорта и импорта служит следующим целям: количественному регулированию международной торговли (когда предоставляются квоты); реализации разрешительного порядка осуществления внешнеторговых операций с определёнными категориями продукции, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; выполнению международных обязательств; предоставлению исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Лицензия представляет собой официальный документ, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. К ним относятся лекарственные средства, крепкие спиртные напитки, опасные отходы, осетровые виды рыб, средства защиты информации, лесоматериалы ценных пород и др.

в) Квотированиеозначает введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров или странам. Квота — это разрешенное, строго установленное количество любого товара, вывоз которого не только разрешается, но и по возможности поощряется. Однако все, что перемещается сверх этой квоты, облагается обычной или повышенной пошлиной, либо вообще запрещается. Наибольшее распространение в мире получило импортное квотирование. Современные национальные интересы России, а именно поддержка отечественного производителя предопределило необходимость квотирования мяса крупного рогатого скота, свинины и домашней птицы.

3. К мерам нетарифного регулирования технического характера относятся э кспортный контрольи сертификация.Эти меры включают в себя контроль за импортом на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности качества.

а) Экспортный контроль предполагает введение системы обязательной регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Экспортному контролю подлежат две группы товаров: отдельные виды сырья, материалов оборудования, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, военных технологий; товары «двойного» назначения (металлические сплавы, возбудители заболеваний и другие товары).

В Российской Федерации межведомственным координационным органом является Комиссия по экспортному контролю при Правительстве РФ. Экспорт подконтрольных товаров осуществляется только при наличии лицензий, которые выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, подведомственному Министерству обороны РФ.

б) Сертификация как защитная мера регулирования внешнеторговой деятельности представляет собой форму осуществления органом по сертификации, независимого от изготовителя и потребителя подтверждения соответствия объектов требованиям технического регламента, положениям стандартов или условиям договоров. Орган по сертификации удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует санитарно-карантийным, ветеринарным, фитосанитарным требованиям.

Среди мер нетарифного регулирования внешней торговли в мировой практике выделяют и меры политического характера. К ним относят эмбарго и таможенная блокада. Эмбарго – запрещение ввоза или вывоза товаров, услуг, валютных и иных ценностей. Данная мера является вынужденной и применяется в исключительных случаях как средство экономического и финансового давления.

Таможенная блокада состоит из мероприятий, направленных на приостановку производства таможенного оформления, задержку товаров в зоне таможенного контроля. Цель такой меры – нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.

Применение таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в условиях разбалансированности внутреннего рынка в РФ представляется оправданным и необходимым. Важнейшая их задача – способствовать развитию позитивных процессов в международной торговле.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие товары считаются прошедшими таможенную «очистку»?

2.Назовите особые предметы таможенных правоотношений и порядок их перемещения через таможенную границу Таможенного союза.

3. В чём заключается таможенно-тарифное регулирование?

ТЕСТЫ К МОДУЛЮ 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: