Таможенная пошлина как основной таможенный платеж

Под таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (п. 25 ст.4 ТК ТС). Признаки таможенной пошлины:

Во-первых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу и является средством достижения этой цели.

Во-вторых, таможенная пошлина возмездная, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу.

В-третьих, таможенная пошлина, в отличие от налога, не обладает признаком регулярности, т.к. обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.

В-четвертых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства. Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами. Обязанность по уплате пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: ввести товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории Таможенного союза. Указанные признаки и определяют особое место таможенной пошлины.

По характеру внешнеторговой операции таможенные пошлины подразделяются на ввозные, вывозные и транзитные. Импортная пошлина имеет наиболее широкое распространение в мировой практике, а экспортная встречается реже. Транзитную пошлину практически повсюду ликвидируют международные договоры, но она может использоваться и как средство экономического давления на сопредельные страны.

Согласно ст. 71 ТК ТС применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

– адвалорные (установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров);

– специфические (установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы или иных));

– комбинированные (сочетающие оба названных вида).

Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза (если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза) (п. 2 ст. 77 ТК ТС).

В зависимости от страны происхождения товаров таможенные пошлины могут быть базовыми (минимальными), льготными (преференциальными), максимальными и карательными.

По порядку введения они делятся на две группы: ординарные и партикулярные. Ординарные таможенные пошлины применяются при стабильном ходе внешней торговли, являются безусловными и не ограниченными временными рамками. Сезонные колебания конъюнктуры на рынке, необходимость проведения протекционистской внешнеторговой политики в целях поддержания платежного баланса государства обусловливают введение партикулярных таможенных пошлин.

С целью защиты экономических интересов страны в отношении ввозимых товаров могут на определенное время устанавливаться особые виды таможенных пошлин, к которым относятся:

– специальные пошлины, применяемые в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих ущерб или угрожающих его нанести отечественным производителям подобным или непосредственно конкурирующих товаров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия государств или их союзов, ущемляющие их интересы;

– антидемпинговые пошлины, которые применяются в случае ввоза на таможенную территорию товаров по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране;

– компенсационные пошлины, применяемые в случаях ввоза на таможенную территорию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров или препятствует расширению производства товаров в стране.

Категория таможенной пошлины тесно связана с понятием таможенно-тарифного регулирования, предопределяющего фискальную деятельность таможенных органов в части взимания таможенных пошлин. Данный финансовый инструмент призван способствовать развитию внешнеторговых связей, регулировать такие отношения, стимулировать прогрессивные структурные изменения в экономике. В соответствии со ст. 50 ТК ТС для осуществления мер таможенно-тарифного регулирования (а именно использования ставок таможенных пошлин) применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС (ТН ВЭД ТС). Комиссия Таможенного союза решила, что в Республиках Беларусь, Казахстан и Российской Федерации применяются единая ТН ВЭД ТС и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденные Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 18. Ставки ввозных таможенных пошлин применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с национальным законодательством государств.

Республикам Беларусь, Казахстан и Российской Федерации предоставляются тарифные преференции, утвержденные Решением Межгоссовета ЕврАзЭС в отношении товаров, происходящих из стран, включенных в Перечни развивающихся стран, наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, и включенных в Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Республика Казахстан применяет в течение переходного периода ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза в соответствии с Перечнем товаров и ставок.

Помимо тарифных льгот государствами - участниками Таможенного союза применяются тарифные льготы (освобождение от ввозной таможенной пошлины, установленные международными договорами государств - участников союза, подписанными до 1 января 2010 года, до унификации и/или прекращения действия этих договоров).

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств.

Если при предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин государство - участник Таможенного союза, принимающее такое решение, определяет конкретных плательщиков, которым предоставляется льгота, это государство вносит в Комиссию Таможенного Союза предложение по механизму контроля за использованием ввозимых товаров, исключающее их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях государств - участников союза. Льгота применяется в случае согласия Комиссии с предложенным механизмом контроля.

Утверждён Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты и их объемы для ввоза этих товаров на территории Республик Беларусь, Казахстан и РФ.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ. Совет таможенного сотрудничества (сейчас – Всемирная таможенная организация) в 1950 году разработал Брюссельскую товарную номенклатуру, а в 1983 году – Гармонизированную систему описания и кодирования товаров. Гармонизированная система – это база национальных номенклатур, включая и ТН ВЭД России. Первые шесть знаков кодового обозначения товара тождественны цифровому шифру, принятому в номенклатуре Гармонизированной системы. Седьмой и восьмой знаки означают дополнительную детализацию в соответствии с Комбинированной номенклатурой ЕС. Девятый знак соответствует коду товара по ТН ВЭД ТС. Десятый знак введён Постановлением Правительства РФ «О таможенном тарифе РФ – своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности». Цифровые коды используются для определения ставок таможенных пошлин.

ТН ВЭД ТС утверждается Комиссией Таможенного союза. Решения о внесении изменений в неё принимаются на основании предложений таможенных органов. При различных подходах при классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС и недостижении согласия по вопросу классификации отдельного вида товара таможенные органы обращаются в Комиссию с предложением о рассмотрении этих вопросов. Разногласия между таможенными органами по классификации товаров могут возникнуть на основании: решения о классификации товара, принятого в соответствии с п. 3 ст. 52 ТК ТС; предварительного решения о классификации товара, а также решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров, принятых в соответствии с п. 5 ст. 52 ТК ТС.

Разногласия регулируются путем консультаций и трехсторонних согласований между уполномоченными таможенными органами (в том числе с учетом решений Комитета по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, решений, принятых за рубежом и других).

Техническое ведение ТН ВЭД в РФ осуществляет ФТС РФ, в том числе:

– мониторинг изменений международной основы ТН ВЭД, а также пояснений и решений по толкованию этой основы;

– внесение предложений в Комиссию Таможенного союза о приведении ТН ВЭД в соответствие с ее международной основой;

– составление и направление в Комиссию Таможенного союза таблиц соответствия кодов ТН ВЭД на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций при переходе на очередную версию ее международной основы;

– подготовку к опубликованию и направление в Комиссию Таможенного союза ТН ВЭД и пояснений к ней.

Таможенный тариф составляется на основе ТН ВЭД ТС, основным его принципом выступает принцип эскалации: чем выше качество товара, тем больше размер ставки таможенной пошлины. Следовательно, можно сделать вывод о дуалистическом характере таможенной пошлины (защитная и фискальная меры). Если базой для исчисления ввозных таможенных платежей является таможенная стоимость, важно правильно ее исчислить. С 1 июля 2010 года вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением, которым предусмотрены шесть способов определения таможенной стоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: