В соответствии со ст. 84 ТК ТС таможенные налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве - члене ТС, таможенным органом которого производится выпуск товаров (п. 1). Согласно ст. 143, 179 НК РФ НДС и акцизы уплачиваются в соответствии с ТК ТС физическими и юридическими лицами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу при совершении внешнеторговых операций.
В структуре доходов от внешнеэкономической деятельности в РФ наибольшую долю составляют налоги, а именно НДС и акцизы. Они принадлежат к косвенным федеральным налогам (зачисляются в федеральный бюджет на основании ст.12,13 НК РФ). Косвенное налогообложение отличается замаскированностью, т.к. налог представляет собой надбавку к цене товаров и не связан напрямую с имуществом или доходами фактического плательщика. В области таможенного дела плательщик косвенных налогов может возместить понесённые расходы путём фактического переложения этого бремени на покупателя товара. Налогообложение НДС и акцизами имеет свою специфику; налоги уплачиваются только при таможенных процедурах выпуска товара для внутреннего потребления, реимпорта, временного ввоза, переработки на таможенной территории (как исключение акцизы взимаются при экспорте нефтепродуктов). Смысл этого правила состоит в том, что товар, попадая на территорию другого государства, подвергается нормам национального налогового законодательства. Введение НДС и акцизов в отношении экспортируемых товаров привело бы к двойному налогообложению, что препятствовало бы международной торговле. Такое правило применяется в странах ЕС.
|
|
НДС – форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения. Интересно, что НДС – это самый молодой налог и применяется в 43 странах.
Акцизы отличаются от НДС индивидуализированностью, привязкой к конкретным товарам, они уплачиваются не каждый раз с оборота, а один раз производителем подакцизного товара или лицом, совершающим внешнеторговые операции с этим товаром. Чтобы ослабить негативное влияние акцизов на малообеспеченные слои населения, в число подакцизных товаров включаются только предметы роскоши (автомобили с рабочим двигателем более 2 500 куб. см), а также товары, пользующиеся повышенным спросом, но не относящиеся к предметам первой необходимости (алкогольные, табачные изделия). В РФ номенклатура подакцизных товаров установлена гл.22 НК РФ.
При обложении НДС товаров, перемещаемых через границу, действует 3 вида ставок (ст.164 НК РФ): нулевая, 10% и 18%. В налоговую базу для обложения акцизами включаются объём подакцизных товаров в натуральном выражении (для товаров, в отношении которых установлены твёрдые ставки) и таможенная стоимость и таможенная пошлина (для товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки) (ст.191 НК РФ). Согласно ст. 150, 183 НК РФ ряд товаров освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
|
|
Налоговая база для исчисления налогов определяется согласно законодательству государств - членов ТС (п. 3 ст. 75 ТК ТС). Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, а также ставки определяются в соответствии с национальным законодательством государства, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру (п. 3, п. 4 ст. 76 ТК ТС).
Итак, налоги выполняют две основные функции: 1) регулируют внешнеэкономическую деятельность с целью создания равных условий для конкуренции «союзных» и импортных товаров на внутреннем рынке; 2) способствуют пополнению доходной части бюджета.
Согласно ст. 71 ТК ТС под таможенным сбором понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) национальным законодательством.
Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза (п. 2 ст. 72 ТК РФ). В РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ – они фиксированы и зависят от таможенной стоимости товара. Например, при размере таможенной стоимости до 200 тысяч рублей включительно ставка сбора составляет 500 рублей, а сбор за оформление партии товаров с таможенной стоимостью более 30 миллионов рублей составит 100 тысяч рублей. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.