Понятие, цели и субъекты таможенного контроля

Согласно п. 31 ст.4 ТК ТС таможенный контроль представляет совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.

В целом ТК ТС сохранил общую концепцию проведения таможенного контроля, заложенную в ТК РФ. Кодекс воспроизводит принципы таможенного контроля, закрепленные в ТК РФ: законность, уважение прав и свобод субъектов внешнеэкономической деятельности, выборочность, гуманность, оперативность, эффективность.

В соответствии со ст. 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами контроля, которых достаточно для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

При выборе форм и объектов таможенного контроля используется система управления рисками (СУР). Она представляет собой современную технологию таможенного контроля, широко используемую в зарубежных странах. Основы и принципы таможенного контроля с использованием СУР, закрепленные в данной концепции, базируются на Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотской конвенции).

Согласно ст. 128 ТК ТС таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля. Целями применения СУР являются: обеспечение мер по защите национальной безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды; сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение эффективного использования имеющихся ресурсов; выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства (имеющих устойчивый характер, подрывающих конкурентоспособность товаров Таможенного союза); ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

Целями осуществления таможенного контроля являются: обеспечение соблюдения участниками ВЭД норм законодательства; охрана государственной и общественной безопасности, экономических интересов государств - членов союза; защита общественного порядка; выявление и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела; предупреждение неправомерных деяний субъектом внешнеэкономических отношений; защита законных прав и интересов физических и юридических лиц; оказание содействия в борьбе с международным терроризмом.

Таможенный контроль проводится в отношении (ст. 95 ТК ТС): товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу и подлежащих декларированию; таможенной декларации, документов и сведений о товарах, деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через границу, оказанием услуг, помещением товаров под таможенные процедуры; лиц, пересекающих таможенную границу.

Проведение таможенного контроля отнесено исключительно к компетенции таможенных органов. Вместе с тем ст. 103 ТК ТС определяет особенности проведения таможенного контроля на таможенной границе. В целях ускорения процедур контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на границе.

Товары считаются находящимися под таможенным контролем до:

– помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, кроме условно выпущенных товаров, или реимпорта;

– приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза в соответствии со статьей 200 ТК ТС;

– помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения;

– обращения в собственность государства - члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;

– фактического вывоза с таможенной территории;

– отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

– признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию Таможенного союза без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда. Действия по задержанию иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с национальным законодательством и (или) международными договорами.

В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях его осуществления время такого контроля не должно превышать двух часов.

Местом осуществление контроля являются зоны таможенного контроля, а также другие места, определяемые таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций. Так, например, в соответствии со ст. 97 ТК ТС, Постановлением Правительства РФ от 25.01 2008 года № 26 «О порядке создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ» и приказа ФТС РФ от 23.09.2008 № 1161 «Об утверждении порядка создания постоянных зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ» создана зона таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ в пределах международного терминала «В» (г. Екатеринбург), терминала деловой авиации воздушного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта через государственную границу РФ (Кольцово). Основным средством обозначения таможенного контроля являются знаки прямоугольной формы, на зелёном фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках «Зона таможенного контроля».

Для проведения таможенного контроля в соответствии со ст. 98 ТК ТС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные лица, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения в устной, письменной и (или) электронной форме.

Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, а также устанавливать срок их представления, получать в соответствии с национальным законодательством от банков и организаций, осуществляющих банковские операции, документы и сведения о денежных операциях по внешнеэкономическим сделкам. Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение пяти лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС. Законодательством государств - членов союза может быть установлен более продолжительный срок проведения контроля после выпуска товаров, который не может превышать пяти лет.

В необходимых случаях в соответствии со ст. 101 ТК ТС для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам. При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда лицам, чьи интересы затрагиваются, а также товарам (ст. 104 ТК ТС).

Таможенному досмотру не подлежит личный багаж (ст. 105 ТК ТС): глав государств - членов союза и следующих вместе с ними членов их семей; глав правительств, членов правительств государств - членов союза, если они пересекают границу в связи с исполнением своих обязанностей; глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства - члены союза с официальным визитом; иных лиц.

Освобождаются от таможенного досмотра: иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом; военное имущество, которое согласно заявлениям органов государств - членов союза перемещается через таможенную границу.

Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие контролю, могут идентифицироваться таможенными органами путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами (ст. 109 ТК ТС).

Применение форм таможенного контроля урегулировано ТК ТС. Отдельные вопросы отнесены к компетенции государств - членов союза. Например, применение отдельных форм таможенного контроля (учет товаров, проверка системы учета товаров и отчетности по ним), порядок реализация отдельных полномочий при их проведении (проведение инвентаризации, наложение ареста на товары при проведении выездной таможенной проверки), совершение отдельных действий в процессе контроля либо после (приостановление проведения выездной проверки), установление форм документов проводения таможенного контроля и др.

Помимо закрепления содержания, порядка применения форм таможенного контроля, унифицируются формы актов по результатам контроля. Так, формы актов получения объяснения, таможенного осмотра, таможенного и личного досмотра, осмотра помещений и территорий устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. Исключением является таможенная проверка, её результаты и порядок принятия решений определяются национальным законодательством (ст. 122 ТК ТС).

В соответствии со ст. 100 ТК ТС таможенные органы имеют право проводить проверки в отношении лиц, которые непосредственно не ввозили товары и транспортные средства. В п. 2 ст. 100 ТК ТС определяется возможность установления законодательством государств - членов союза правового механизма легализации выявленных в ходе проверок незаконно перемещенных товаров через таможенную границу. Данный порядок определен в ст. 149 проекта федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации. Лица, приобретшие на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением предпринимательской деятельности товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, вправе уплатить таможенные платежи, представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и выполнить иные требования таможенных операций с товарами в упрощенном порядке, определяемом органом исполнительной власти. Товары возвращаются лицу, уплатившему таможенные платежи и представившему документы, подтверждающие соблюдение ограничений. При отказе лиц от уплаты таможенных платежей и совершения операций взыскание платежей будет осуществляться за счет данных товаров.

При проведении таможенного контроля может осуществляться задержание товаров и документов на них, например, в случаях: невозможности вывоза товаров, запрещенных к вывозу с таможенной территории (п. 5 ст. 152 ТК ТС), непомещение товаров под таможенную процедуру по истечении срока временного хранения (п. 4 ст. 170 ТК ТС) и срока хранения на таможенном складе (п. 3 ст. 231 ТК ТС), несовершение отдельных таможенных операций (п. 4 ст. 185, п. 3 ст. 208 ТК ТС) и др.

В случае задержания товаров и документов на товары таможенным органом составляется протокол. Задержанные товары и документы на них изымаются и хранятся таможенными органами на складах временного хранения или в иных местах, определенных таможенным органом, в течение месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 часов. По истечении сроков товары и документы на них возвращаются декларантам, если декларирование товаров не производилось - собственникам товаров, в случаях, если собственник является иностранным лицом либо сведения о нём отсутствуют - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания. Задержанные товары, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 - 4 ст. 147 ТК ТС, возвращаются после их помещения под одну из таможенных процедур лицам, поместившим их под эту процедуру, либо их представителям. Задержанные и не востребованные товары, подлежат реализации, уничтожению или иному использованию таможенным органом, которым задержаны эти товары.

В соответствии с п. 1 ст. 136 налоговые и иные государственные органы государств - членов союза представляют необходимые документы и сведения о регистрации юридических лиц, уплате налогов, отчетность, а также сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну в соответствии с национальным законодательством.

Таможенные органы оказывают взаимную административную помощь в соответствии с главой 17 ТК ТС, которая разработана на основе Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) и не имеет правовой аналогии в таможенном законодательстве государств - участников Таможенного союза. Под взаимной помощью понимаются действия таможенного органа одного государства - члена союза, совершаемые по поручению таможенного органа другого государства или совместно с ним в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, а также предупреждения и расследования нарушений законодательства.

Взаимная административная помощь включает: обмен информацией между таможенными органами государств; взаимное признание решений, принятых таможенными органами; проведение отдельных форм контроля, установленных ТК ТС, таможенным органом одного из государств по поручению таможенного органа другого (ст. 126 ТК ТС). Основания, форма, порядок направления и исполнения поручения о проведении контроля определяются международным договором государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: