Под русской философией понимают совокупность философских идей и теорий, которые возникли на территории Русского государства, то есть представляют собой интеллектуальное творчество на русском языке и в рамках русской духовной культуры. В оценке русской философии как интеллектуального феномена существуют две точки зрения:
1) русская философия – чисто национальное явление, изолированное от европейской и мировой философской традиции;
2) русская философия – часть мирового историко-философского процесса.
Подобные крайности при характеристике русской философии обусловлены, главным образом, тем, что до XVIII века русская мысль развивалась практически независимо от западноевропейской, хотя в русле единой для европейской культуры христианской традиции. И в более поздний период, восприняв стиль мышления новоевропейского рационализма, русская философия продолжала поддерживать тесный контакт с сугубо русскими, православно-религиозными теоретическими установками и философскими практиками.
|
|
Тем не менее, несмотря на спорность (причем, не только значимости, но и самого бытия русской философии как специфического духовного феномена), ее изучение не только плодотворно для личности, но и обязательно для глубокого уяснения специфики русской культуры. Окончательные выводы мы предлагаем сделать самим студентам, после ознакомления с данной темой.
Если проследить процесс становления отечественно интеллектуальной мысли по эпохам, то можно выделить следующие этапы развития русской философии:
1. X в. - начало XIX в. – «Предыстория» русской философии, в которой можно отметить несколько периодов:
- X-XI вв. – замена языческого мировоззрения христианским после крещения Руси;
- XII-XIII вв. – возникновение раннесредневековой русской религиозной философии и теологии;
- XIV-XVI вв. – развитие философско-религиозной мысли в постмонгольский период;
- XVII в. – начало замены древнерусского типа мышления новоевропейским;
- XVIII – начало XIX в. – период активного усвоения западных философских концепций;
2. Вторая половина ХIХ в. – возникновение самобытных российских философских концепций (славянофилы и западники);
3. Конец ХIХ – начало ХХ в. – расцвет отечественной философии, ее «Серебряный век»;
4. Начало ХХ в. – 1991г. – развитие философии в рамках марксистско-ленинской традиции и, одновременно, продолжение традиций «Серебряного века» в творчестве философов русского зарубежья;
5. После 1991 г. – отказ от марксистско-ленинской идейной парадигмы, освоение бывшей до этого под запретом западной философии (в том числе – и русской религиозной философии «Серебряного века»), воссоединение с традициями мировой философской мысли.
|
|
Таким образом, русская философия окончательно сложилась как специфический феномен мировой философской мысли только в Х1Х веке, тогда же сформировались ее характерные черты:
- критическое отношение к абстрактности классической западноевропейской философской мысли, ее «голому» рационализму и сциентизму;
- стремление придать философским доктринам не только творческий, но и практический смысл, связать их с задачами нравственной эволюции человека, переустройства социума;
- концентрация внимания на проблемах человеческой личности и общества (так называемый «антропосоциоцентризм» русской философии), поэтому «чистые» онтология и гносеология практически не встречаются в концепциях русских мыслителей;
- глубокая связь с религиозной, христианской проблематикой, творческое переосмысление христианских мифологем в соответствии с реалиями новой эпохи.