Виды нарушений внимания

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Текст лекции

Тема: Особенности внимания и памяти в норме и патологии.

 План

1.Общая характеристика и физиологические механизмы внимания.

2. Виды нарушений внимания.

3. Понятие о памяти, ее физиологические механизмы и виды.

4. Нарушения памяти.

Общая характеристика и физиологические механизмы внимания.

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом. В выделении объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.

Внимание — это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.

Функции внимания:

  • Внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы.
  • Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с актуальными процессами.
  • Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  • Влияет на направленность и избирательность познавательных процессов, их качество и результаты функционирования.

Физиологические механизмы внимания.

Физиологическая основа внимания — механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Это взаимодействие происходит, как вам уже известно, на основе установленного И. П. Павловым закона индукция нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках мозга. Если человек сосредоточил внимание на каком-либо предмете, то это и означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры полушарий, остальные же участки коры оказались заторможенными, вследствие чего человек ничего не замечает, кроме данного предмета.

Кроме того, к физиологическим механизмам внимания относят:

1. Механизм доминанты. В мозге всегда имеется доминирующий очаг возбуждения, который не только подавляет вновь возникающие очаги возбуждения, но и притягивает к себе слабые возбуждения, усиливаясь за их счет.

2. Ретикулярная формация. Через нее проходят все нервные импульсы, связанные с познавательными процессами и сенсорной информацией.

3. Нейроны внимания – клетки-детекторы новизны, которые можно встретить на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах головного мозга.

Виды внимания

Внешнее внимание — внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления.

Внутреннее внимание — внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания. Это деление, конечно, до известной степени условно, так как в ряде случаев мы сосредоточенно мыслим в связи с восприятием какого-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубоко проникнуть в его сущность. В зависимости от уровня волевой регуляции выделяют внимание непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение.

Непроизвольное внимание может возникать:

1) из-за определенных особенностей раздражителя.

К числу таких особенностей относятся:

  • сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички);
  • неожиданность;
  • новизна и необычность;
  • контрастность (среди европейцев человек негроидной расы скорее привлечет к себе внимание);
  • подвижность (на этом основано действие маяка, который не просто горит, а мигает);

2) из внутренних побуждений личности. Сюда относятся настроение человека, его интересы и потребности. Например, старинный фасад здания скорее привлечет внимание человека, интересующегося архитектурой, чем остальных прохожих.

Произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия.

Наиболее вероятно произвольное внимание в следующих ситуациях:

1) когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности;

2) когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание;

3) когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано – дело не слишком увлекательное, но необходимое, если хочешь быть хорошим музыкантом;

4) когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) могут даже повышать эффективность работы.

Послепроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов. Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий. Например, начиная читать книгу, человек не всегда увлекается ей с первой страницы, но далее сюжет захватывает, и чтение проходит уже без всякого самопринуждения.

3. В зависимости от времени формирования внимания выделяют природное и социально обусловленное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. В данном случае речь идет об ориентировочном рефлексе, или, как его назвал И. П. Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное. Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.

4. В зависимости от использования средств регуляции выделяют непосредственное и опосредованное внимание.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание – регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Свойства внимания

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем. Рассмотрим каждое из них.

Устойчивость внимания - это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.

На неподвижном, неизменяющемся объекте пассивное внимание сохраняется примерно 5 секунд, после чего начинает отвлекаться.

Если человек активно действует с объектом, то устойчивое внимание может сохраняться 15—20 минут.

Устойчивость внимания может определяться разными причинами:

- индивидуальные физиологические особенности человека (свойства нервной системы). Например, люди со слабой нервной системой или перевозбужденные быстро утомляются;

- общее состояние организма в данный момент времени. Например, человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием;

- психические состояния (возбужденность, заторможенность);

- мотивация, т.е. наличие или отсутствие интереса к предмету деятельности, его значимость для личности;

- внешние обстоятельства осуществления деятельности. Например, при отсутствии внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым.

Сосредоточенность вниманиястепень концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания – переход с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой, в связи с постановкой новой задачи.

Именно способность переключать внимание дает возможность человеку познавать окружающий мир во всем его многообразии.

Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Способность к быстрому переключению внимания зависит от подвижности нервных процессов, т. е. в конце концов, от типа нервной системы.

Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две (или более) различные деятельности.

Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности область его распределения обычно сужается.

Физиологи распределение внимания объясняют тем, что привычная деятельность, не вызывающая особых затруднений, может управляться, как указывал И. П. Павлов, участками коры, находящимися в известной степени торможения.

Объем внимания - это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охватываются вниманием одномоментно.

Опыты показали, что объем внимания взрослого человека — от 4 до 6-7 объектов, школьника (в зависимости от возраста) — от 2 до 5 объектов. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.

Внимание также имеет и свои недостатки, самым распространенным из которых является рассеянность, выражающаяся в двух видах:

1) частая непроизвольная отвлекаемость в процессе выполнения деятельности. Про таких людей говорят, что у них «порхающее», «скользящее» внимание. Может возникать как следствие:

а) недостаточного развития внимания;

б) плохого самочувствия, утомления;

в) у учащихся – запущенности учебного материала;

г) отсутствия интересов;

2) чрезмерная сосредоточенность на каком-то одном объекте или деятельности, когда ни на что другое не обращается внимание. Например, человек, обдумывая что-то для себя важное, может, переходя дорогу, не заметить красный цвет светофора и угодить под колеса автомобиля.

Виды нарушений внимания.

1. Истощаемость внимания – нарушение всех основных параметров внимания, всех его свойств при повышенной психической нагрузке. Повышенная истощаемость внимания наблюдается у больных с органическими поражениями головного мозга. Истощаемость внимания – один из основных симптомов в структуре астении.

2. Нарушение концентрации внимания - ослабление или утрата способности сосредоточивать внимание на объектах или явлениях (часто наблюдается при депрессивных состояниях).

3. Отвлекаемость внимания – неспособность в течение длительного времени сосредоточиваться на каком-то одном объекте, постоянное отвлечение на посторонние раздражители (характерна для маниакальных состояний). Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания – периодических ослаблениях внимания к тому или иному объекту или виду деятельности.

4. Инертность внимания – недостаточная переключаемость внимания с одного объекта на другой, как правило при общей психической инертности, тугоподвижности, склонности «застревать» на каких-либо событиях или объектах (больные эпилепсией).

5. Сужение объема внимания — человек одновремен­но может воспринимать только небольшое число объек­тов. Отмечается при астенических состояниях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: