Негативное влияние на окружающую среду в той или иной мере оказывают все виды транспорта, однако максимальное количество загрязняющих веществ выбрасывает автомобильный транспорт. В крупных городах выбросы автотранспорта составляют свыше 80% всего количества выделяемых вредных веществ. В результате резкого увеличения количества легковых и грузовых автомобилей сократилось использование железных дорог, речного и морского флота. В США количество автомобилей увеличивается в 2 раза быстрее, чем численность населения; автомобили расходуют 63% общего объема потребляемой в стране нефти, а в Японии, Западной Европе и развивающихся странах — 40—50%. В большинстве крупных городов до 90% оксида углерода попадает в воздух вместе с выхлопными газами от автомобильных двигателей вследствие неполного сгорания углерода в моторном топливе. В городском воздухе оксид углерода содержится в большей концентрации, чем любой другой загрязнитель. На автомобили приходится около 45% годового выброса в атмосферу оксидов азота и более 35% — углеводородов, и прежде всего метана. Наиболее опасными транспортными загрязнителями являются бенз-а-пирен, обладающий канцерогенными свойствами, и тетраэтилсвинец (мутаген).
|
|
При сгорании дизельного топлива выделяется сернистый газ, который, растворяясь в воде, образует серную кислоту, вызывающую коррозию металлов.
В воздухе городов присутствуют частицы свинца, образующиеся при сгорании бензина, в который вводят соединения этого металла для повышения октанового числа. Значительное накопление свинца происходит в почве придорожных полос. При интенсивности движения более 3000 проездов автомобилей в сутки содержание свинца в полосе может достигать 50—55 мг на 1 кг почвы при норме 10 мг/кг.
Транспорт способствует накоплению в атмосфере пыли. По сравнению с атмосферой над океаном загрязненность атмосферы над небольшим городом в 30—35 раз, а над крупным — в 50 раз больше. Покрытые бетоном и асфальтом автомобильные магистрали и автостоянки способствуют быстрому стоку воды и тем самым ухудшают состояние почвы из-за использования солей, применяемых во избежание оледенения дорожного полотна.