Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
С помощью представленных суффиксов образуйте новые слова, какой части речи они будут:
-ов-(-ев-), -ян- (-ан-), -н'-, -шн'-, -ист-, -к-, -лив-, - чив-, -оват-(-еват-), -ав-(-яв), -ляв-,-aт-, -аст-, -чат-, -ит-, -овит-, -ив-, льн-, -альн-, -уальн, -ональн-, -ивн-, -ичн-, -овн-, -онн-, -тельн-, -енн-, -ебн-, -ecн-, -(е)ск- -овск-, -инск-(-енск-), -анск-, -истск-, -ийск-, -н-, -льн-, -альн-, -ивн-, -ичн-, -онн-, -овск-, -инск-(-енск-).
Упражнение 2
Выделите суффиксы и определите способ образования данных слов:
Кадровый, пластмассовый, брезентовый, фетровый, породистый, волокнистый, отрывистый, маркий, мылкий, ноский, ходкий, тонкий, узкий, близкий, дерзкий, краткий, низкий, сладкий, надоедливый,жалостливый, устойчивый,смертельный, мохнатый, пернатый, низменный, внутренний, иллюзорный, горелый, зрелый, лежалый, кипучий, пахучий, рваный, мороженый, ученый, вареный, блестящий, подходящий, потрясающий, сдержанный, умеренный, бывший, падший, допустимый, ископаемый.
|
|
Упражнение 3
С помощью представленных приставок образуйте новые слова, какой части речи они будут:
не-, без-, а-, анти-, интер-, про-, со-, небез-,без-, вне-, внутри-, до-, за-, между- (меж), на-, над-, от-, по-, после-, под-, при-, пред-, сверх-.
Упражнение 4
Выделите приставки и определите способ образования данных слов:
Интервокальный, интернациональный, проамериканский, профашистский, сопредельный, сопричастный, небезопасный, небезызвестный, безошибочный, внеплановый, внутрипартийный, досрочный, зарубежный, междугородный, нательный, надгробный, отглагольный, пооктябрьский, послевоенный, подмосковный, пришкольный, предрассветный, сверхсрочный, беззубый, безрукий, безрогий.
Упражнение 5
Сравните образование следующих прилагательных:
Ежеминутный, своевременный, всесторонний, самодовольный, каждодневный.
Упражнение 6
Определите, каким способом образованы данные прилагательные:
- бледно-розовый, сельскохозяйственный, железнодорожный;
- душещипательный, товаро-пассажирский, мясо-молочный;
- тупоносый, сизокрылый, узкоплечий;
- металлорежущий, болеутоляющий;
- малопитательный, дикорастущий;
- семиминутный, трехсложный, стометровый.
Образование глаголов
План темы
1. Типы глагольного словопроизводства.
2. Образование глаголов от основ имен существительных и прилагательных.
3. Образование глаголов от других частей речи.
4. Внутриглагольное словообразование.
Содержание темы