В предыдущем параграфе мы говорили о понятии словесного ударения, под которым понимается выделение одного из слогов в слове с большей силой (см. глоссарий).
Например:
студéнты
университéт
Характерной особенностью русского ударения является то, что оно нефиксированное и разноместное.
Например:
мóлодость – молóже – молодóй – молодёжь (все слова однокоренные)
университéт
Кроме того, ударение в русском языке является еще и подвижным, т.е. при словоизменении может перемещаться с одного слога на другой.
Например:
большое окно׳ (ед.ч.) – большие óкна (мн.ч.)
дéрево – дерéвья
я ищý книгу, он и׳щет книгу
он нáчал говорить - он решил начáть говорить
Такое непостоянство русского ударения и вызывает зачастую затруднения в правильном произношении некоторых слов и словоформ, что порождает речевые ошибки.
Например, в таких словах, как:
договор
добыча
красивее
положить
средства
облегчить
обеспечение
(ты) позвонишь и др.
Вместе с тем, некоторые слова в русском языке допускают двоякую постановку ударения, что в других языках индоевропейской семьи не встречается.
Например:
твóрог – творóг
кулинáрия – кулинари׳я
и׳наче – инáче
кóлледж – коллéдж
Чтобы проверить себя в правильности постановки ударения в том или ином слове, необходимо обратиться к одному из словарей русского языка: толковому, орфографическому, орфоэпическому.
Следует также отметить, что с течением времени, в процессе исторического развития русского языка, ударение в слове может измениться.
Так, например, во времена А.С. Пушкина (первая треть XIX века) литературной норме соответствовало такое произношение слов, как:
музы'ка
паспóрт
климáт
áнглийский
В его романе «Евгений Онегин» встречается поэтическая строка:
Музы'ка уж греметь устала.
Или в то время говорили: «Он член áнглийского клуба».
Во времена Н.А. Некрасова (вторая половина XIX века) в словах рыбак и бурлак ударение было неподвижным:
рыбáк - рыбáки
бурлáк - бурлáки
В его стихотворении «На Волге» встречаем:
Этот стон у нас песней зовется,
То бурлáки идут бечевой
Затем ударение в словах рыбак и бурлак стало подвижным.
Задание:
Прочитайте и запомните слова с правильной постановкой ударения (см. Приложение 2).
Речевые ошибки, связанные с