double arrow

Не с глаголами


Упражнение 84

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Сформулируйте основные мысли этого текста.

...Мы скаж…м только что не в (шутка) назвал Гоголь свой роман поэмою и что не комическую поэму разумеет он под нею. Это нам сказал (не) автор а его книга. Мы (не)вид…м в ней (н...)чего шуточного и смешного; ни в одном слове автора (не)заметили мы намерения см…- шить читателя: все спокойно ист…но и глубоко... (Не) забудьте что книга эта есть только экспозиция введение в поэму что автор об…щает нам еще две такие же боль­шие книги в которых мы снова встретимся с Чичиков…м и увид…м новые лица в которых Русь выраз…ся с другой своей стороны (В.Г. Белинский).

Упражнение 85

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Объясните правописание не с глаголами.

I. 1. Трудись, покамест служат руки, (не)сетуй,
(не)ленись, (не)пла(ч,чь) (И.). 2. Лодырю всегда
(не)здорови(т, ть)ся (посл.). 3. Не стыдно (не)спатъ,
стыдно (не)учи(т, ть)ся (посл.). 4. То сердце (не) на­
учи (т, ть)ся любить, которое устало (не) навид…ть (Н.).
5. (Н...)чего тому страши (т, ть)ся, который (н…)чего
(не)бои(т, ть)ся (посл.). 6. (Н...)(о)ком она [Арина
Петровна] (не)думала, (н…) (на)кото (не) (не) годова­ла, (н…)кого (не)обвиняла (С.-Щ.). 7. Мачеха с первых
же дней (не)взлюбила пасынка (М. Г.). 8. Мне было
тягостно и скучно, (не)хватало бабушки, товарищей,
(н...)(с)кем было говорить (М. Г.).




II. 1. Пермяков показал сталеварам, сколько тонн
стали (не)додал каждый (В. П.). 2. Миномет бил до тех
пор, пока до окопа (не)добежали краснофлотцы, ринув-шись в атаку (Соб.). 3. Завод (не)довыполнил план второго квартала по вине смежников (газ.). 4. Рождест­венский слишком верил в свои силы, но (не)дооценивал способностей своего противника (Н.-Пр.). 5. Днем мне (не)домогалось (Арс.). 6. Недопюскин бился как рыба о лед, (не)доедал, (не)досыпал, дрожал над каждой копейкой (Т.). 7. Штольц (не)дорос еще до идеала об­щественного русского деятеля (Добр.). 8. Ему (не до­ставало длинного летнего дня для того, чтобы переде­лать все, что нужно (Л. Т.). 9. Лошадь упала на бок, лежит, только бьется ногами, до земли (не)достает (Л. Т.).

Упражнение 86

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Выделенные слова разберите по составу.

Имя Ивана Алексеевича Бунина вместе с им…нами Пушкина Гоголя Достоевского Чехова сост…вля…т славу и гордость нашей родной литературы. Стихи поэта пре­красны своей уд…вительной почти (не) правдоподобной точностью. Начне(ш, шь) читать Бунина и поп…де(ш, шь) в многоцветный радостно-яркий мир приро­ды. Зрение у поэта острое безошибочное. В треугольную цепь стро...тся птич...я стая и вот цепь уже плывет и раз­меренно кача…тся. Так это и есть на сам…м деле. Вот тополь. А леса на дальних кос…горах. Осен…ю они (ж…лто)красные и по­хожи на лис…й мех.



А как остер слух поэта. Он слыш…т все каждый малый ш…лест ш…рох треск. Намеренно подб…рает слова кото­рые созд…ют звуковой образ того о чем он пиш…т. Неза­метно неощ...тимо для нас поэт уч…т вид…ть всем сущест­вом вб…рать впитывать окружающий мир и ц…нить его кр…соту.

Познако(м.,мь)тесь глубже с творчеством писателя. Чтение произведений Бунина заставит вас поч…ствовать тепло его сердца об…яние живой природы и музыку род­ного слова (По В. Приходько).







Сейчас читают про: