double arrow

Правописание суффиксов глаголов

Упражнение 87

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и заменяя форму 1-го лица единственного числа неопределенной формой глагола.

Ч…ствую усталость, участвую в состязаниях, кочую с места на место, воспитываю брата, вслушиваюсь в раз­говор, волнуюсь от ожидания, раз…грываю роль, проек­тирую пл...тину, потчую фруктами, настаиваю на своем, заведую отделом, изредка наведываюсь к пр...ятелям, подытоживаю расходы.

Упражнение 88

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым глаголом в скобках укажите форму 1-го лица един­ственного числа.

Настойчиво совет…вать, усиленно рекоменд…вать, разведывать местность, проповед…вать взгляды, негод…­вать от возмущения, электрифицир…вать поселок, ис-след…вать причины, ходатайст­вовать о финансовой помощи, не огранич…ваться угово­рами, облиц…в...вать стены, красиво танц…вать, переноч…вать на вокзале.

Упражнение 89

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание (устно).

Созд…вать комиссию, изд…вать приказ, разв…вать промышленность, созр…вать в теплице, над…вать плащ, вып…вать лекарство, застр…вать в пути, затм…вать кра-сотой, одерев…неть от холода, руки залед…нели, остолбе…неть от неожиданности; гора обезлес…ла, гору обезлес…ли, крестьян обезземел…ли, крестьяне обезземел…ли, поселок совсем обезлюд...л.

Упражнение 90

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

1. Тихо по двору похаж...вал да постук...вал топори­ком (Н.). 2. Артикул ружьем выкид...вал так, что весь домишк… вздрагивал (Н.). 3. «Учитесь властвовать со­бою; не всякий вас, как я, поймет; к беде (не)опытность ведет». Так проповед...вал Евгений (П.). 4. Почти лет­нее солнце, прозрачный воздух, (бледно) голубое ясное небо - все рад…вало и об…щало долгий покой (Бун.). 5. Пожар буш…вал около двух часов, потом стал за­тихать (Ф.). 6. Отец раскрашивал картинки, зап…ршись в кабинете (Т.). 7. Ротов поручил геологоразведывательным партиям уточнить запасы марганцевой руды, а также разведывать новые месторождения (В. П.). 8. Иван Антонович заведовал заводской поликлиникой (Пан.). 9. Одежда моя, вопреки морозу, была мокра. Вскоре она олед…нела (П.). 10. Опять одно прежнее, зн…комое ощ…щение олед…нило его душу (Дост.). 11. В небе наб…рались тучи. Проходя над горами, они отяже­лели и обессил….ли. В горах разразилась гроза (Кор.). 12. Многодневный переход утом…л, обессил…л ту­ристов.

Упражнение 91

Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. (При затруднении проверьте по орфографическому словарю.) Пере­пишите, заменяя существительные, данные в скобках, однокоренными глаголами в неопределенной форме и ставя зависимые слова в нуж­ном падеже. Среди образованных вами глаголов отметьте пере­ходные.

Образец: (К…нсультации) для студентов - консультировать (перех.) студентов.

(Участие) в диск...сии, (пропаганда) политических знаний, (ч…вство) ответственности, (мотивировка) своей точки зрения, (ш…ствие) по городу, (присутствие) на мит…нге, (ок…пация) острова, (ориентировка) в обста­новке, (доклад) о результатах эксп…р…мента, (обслужи­вание) (авиа) пассажиров.

Упражнение 92

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид каждого выделенного глагола (сов., несов.) и отметьте, переходный он или непереходный (перех., неперех.).

Изучить классиков - это знач…т подня(т, ть)ся на ту высоту пон...мания поэзии на которой они стояли. Это знач…т усвоить тот б…гатый разнообразный поэтический опыт который накоплен ими. Это знач…т проникнуть в тайну их м…стерства, то есть понять какой совокуп­ностью поэтических средств и приемов достигали они высокого качества своей поэзии.

Разумеется, нач…нать изучение надо с чтения. Однако чтение чтению рознь. Я, например, совершенно не уверен в том, что, изучая, скаж…м, Пушкина и Некрасо­ва, достаточно пр…честь (хотя бы и очень внимательно) лишь их собств…ные произведения. Мне представ­ляв (т, ть)ся дело таким образом что изучающий должен об…зательно, и притом очень хорошо, знать ту эпоху в которую жили названные поэты, знать какой строй тогда был в нашей стране какие взаимоотношения суще­ств…вали между отдельными классами общества какие (общественно-политические в…зрения существ…вали у людей и т.п. Все это поможет глубже и полнее вос­принять произведения наших классиков хотя и сами эти произведения являю (т, ть)ся ярк...м отражением того врем…ни в которое они писались (М. В. Исаковский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: