double arrow

Организация общественной власти

В первобытном обществе

Как известно, человек по своим биологическим качествам во многом уступает животным: он не обладает зоркостью орла, силой льва, скоростью гепарда и т. д. Поэтому на заре цивилизации люди, руководствуясь врожденными инстинктами (самосохранения, выживания, продления рода и др.) стремились к объединению, поскольку выжить они могли, только соединив свои усилия в добыче пищи, защите от хищников, обороне от нападения чужаков и т. д.

Первые коллективы людей основывались на кровном родстве — универсальной связи, обусловленной биологической природой человека: появляются род — сообщество людей, объединенных кровным родством, племя — объединение нескольких родов, союзы племен. Словом, основной формой коллективной общности людей в тот период являлась родовая (кровно - родственная) община.

Любой коллектив, как известно, нуждается в управлении, а любая управленческая деятельность носит властный характер. Реализуя свои эгоистические интересы, человек неизбежно вторгается в сферу интересов других людей, что чревато конфликтами, грозящими разрушить данное сообщество. Сохранить коллектив — конечная цель социальной власти.

Власть в своем зачаточном состоянии существует уже на стадии объединения животных предков человека в стада – таковой была власть вожака, основанная на его физическом превосходстве. Такая власть еще называется «потестарной» (от лат. potestas – «сила», «мощь»). Постепенно с развитием человеческой цивилизации меняется и характер власти, усложняется ее устройство, организация.

В первобытной общине высшим органом власти становится родовое собрание, которое созывалось по мере надобности и, на котором решались наиболее важные вопросы, касающиеся всех членов племени. Решение повседневных вопросов возлагалось на наиболее опытных, уважаемых членов общества — вождей и старейшин. Надо заметить, что вожди и старейшины, осуществляя руководство членами общины, сами непосредственно участвовали в повседневной жизни племени: охотились, воевали и т. д.

При кажущемся примитивизме такое устройство общественной жизни оказалось весьма эффективным: ни одно из известных государств не просуществовало так долго, как первобытное общество. Благодаря такой форме организации общественной жизни был сохранен генофонд человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: