Функциональные особенности

Учебно-методический материал по разделу

«Здоровый ребенок»

ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий»

Преподаватель Каргапольцева Н.Ю.

Анатомо-физиологические особенности новорожденного и грудного ребенка

Анатомо-физиологические особенности (АФО) нервной системы

Нервная система обеспечивает согласованную деятельность всех органов и систем организма и осуществляет его связь с внешней средой. Однако нервная система к моменту рождения по сравнению с другими системами наименее развита и дифференцирована. У новорожденного ребенка нервная сис­тема имеет ряд морфологических и функциональных особенностей.

Морфологические особенности

• Головной мозг у новорожденного относительно велик и составляет примерно 1/8 массы тела (у взрос­лого 1/40 массы тела).

• Мозговые извилины, борозды развиты недостаточно.

• Нервные клетки сформированы, их столько же, сколько у взрослого человека, но они плохо связаны друг с другом, так как имеют мало отростков. Раз­витие клеточных структур больших полушарий полностью заканчивается только к 10—12 годам.

• Ткань мозга богата водой и в ней мало белковых веществ.

• Головной мозг ребенка хорошо кровоснабжен.

• У новорожденных повышена проницаемость гематоэнцефалического барьера (ГЭБ).

• Спинной мозг к моменту рождения более сформирован. К 2 годам строение его такое же, как у взрослого человека.

• Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее (доходит до 3-4 поясничного позвонка), в связи с чем люмбальная пункция должна проводиться ниже, чем у взрослого.

Функциональные особенности

• Ребенок рождается с безусловными рефлексами, которые осуществляют приспособление его организма к окружающей среде (сосательный, глотательный рефлексы, мигание глаз и т.д.).

• У новорожденных имеется ряд примитивных, спинальных рефлексов. Наличие примитивных рефлексов у новорожденного ребенка и их исчезновение после определенного срока (сохраняются примерно до 4 месяцев) является признаком нормального развития малыша. Их сохранение или повторное появление у ребенка является патологическим признаком.

К основным примитивным рефлексам можно отнести:

Хватательный рефлекс = рефлекс Робинсона (при прикосновении к ладони малыша пальцем - его хватание). Данный рефлекс исчезает на 2-4 месяце жизни.

Рефлекс охватывания = рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем вновь приводит их к туловищу, то есть возвращает в исходное положение). Со­храняется рефлекс Моро до 4 месяцев.

Рефлекс ползания = рефлекс Бауэра (ребенка выкладывают на живот и подставляют к подошвам малыша свою ладонь, от которой он отталкивается и делает ползающие движения). Исчезает к 4 месяцам.

• На базе безусловных и примитивных рефлексов появляются условные рефлексы первой сигнальной системы, и происходит развитие функций второй сигнальной системы, которая в дальнейшем обеспечивает речевое общение ребенка с окружающими.

Как же происходит формирование первой и второй сигнальных систем? При рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, но они почти не вырабатываются, так как здоровый новорожденный находится в состоянии бодрствования очень короткое время, он почти все время спит.

В начале второго месяца жизни у ребенка образуйся целый ряд условных рефлексов. Это свидетельствует о том, что кора больших полушарий начинают выполнять свою основную функцию - установление связи организма с окружающей средой.

Характерно, что образование условных рефлексов, т. е. развитие высшей нервной деятельности, у ребенка идет очень быстро, легко. Образующиеся временные связи очень устойчивы, в результате чего малыш может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые ютом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.

Развитие первой сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств. Органами чувств являются: органы вкуса, обоняния, осязания, зрения, слуха.

ОРГАН ВКУСА у новорожденного достаточно развит. Ребенок отличает горькие и сладкие смеси (предпочитает сладкие). К 4—5 месяцам орган вкуса дифференцируется полностью.

ОРГАН ОБОНЯНИЯ развит недостаточно. В первые месяцы ребенок различает только резкие запахи, к 7—8 месяцам он хорошо ощущает и слабые запахи.

ОРГАН СЛУХА. Новорожденный ребенок слышит. На сильные звуки реагирует вздрагиванием.

ОРГАН ЗРЕНИЯ развивается параллельно с развитием всей центральной нервной системы. К физиологическим особенностям органа зрения относятся: светобоязнь в первые три недели, косоглазие на 1-2-м месяце, нистагм. Мигание у новорожденных редкое. Слезы появляются с 2 месяцев. Взгляд малыш начинает фиксировать примерно с 3-месячного возраста.

ОРГАН ОСЯЗАНИЯ. Достаточно дифференцирован уже у новорожденных. Раздражение кожи у ребенка вызывает общую реакцию в виде двигательного беспокойства. Дифференцировать болевые точки ребенок начинает только к 7—8 годам. Реакция на температурные раздражители хорошо выражена даже у самых маленьких: когда им тепло, они успокаиваются, холодно — плачут.

Вторая сигнальная система - РЕЧЬ начинает формироваться с 2-3 месяцев, когда ребенок начинает гулить. Эти речевые звуки - зачатки будущей речи. Речь, как таковая, начинает формироваться во втором полугодии, то есть с шести месяцев. Ребенок произносит отдельные слоги, слова. В год ребенок говорит 8-10 слов. Наиболее бурное развитие речи происходит на 2-3 году жизни. К концу 2-го года малыш говорит 200-300 слов, строит простые предложения, к концу 3-го года - использует 1200-1300 слов, является «интересным собеседником».

Отставание в развитии речи в раннем детстве может иметь неблагоприятные последствия в дальнейшем, ведь с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств, то есть задержка речи влечет за собой отставание в развитии психики ребенка.

В зависимости от рефлекторной деятельности нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни можно разделить на 4 этапа:

1-й этап (0 - 1 мес.)

Ребенок в основном спит. К концу первого месяца у него вырабатываются элементарные условные рефлексы: успокаивается, если взять на руки или под влиянием звуковых, зрительных впечатлении. Начинает следить за движущимся предметом, но быстро «теряет» его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: