Инженерная подготовка территории

Инженерная подготовка территорий – это комплекс инженерно подготовительных работ, основу которых составляют приемы и методы изменения и улучшения физических свойств территории или ее защиты от неблагоприятных физико-геологических воздействий, по созданию условий для проведения основных работ по благоустройству, связанных с улучшением функциональных и эстетических качеств уже инженерно-подготовленных территорий.

Состав и содержание инженерных работ различно в зависимости от размеров объекта его значимости, выполняемых функций.

Инженерное благоустройство территории – это комплекс мероприятий, призванный создать благоприятные условия для жизни и деятельности населения, нормальной и бесперебойной работы промышленных предприятий, коммунально-складских зон, транспорта.

Ниже приведѐн комплекс мероприятий инженерной подготовки территорий, направленных на обеспечение пригодности территорий для градостроительства и их защиты от неблагоприятных явлений:

- общие мероприятия – мероприятия, связанные с вертикальной планировкой городских территорий и организацией поверхностных вод (дождевых и талых). Данные мероприятия являются обязательными на территориях с различными природными условиями;

- специальные мероприятия – защита от подтопления подземными водами, защита территории от затопления, инженерная подготовка заболоченных и овражных территорий, инженерная подготовка территорий с вечномерзлым грунтом, подготовка территории с оползнями, рекультивация нарушенных территорий;

- мероприятия особого назначения – мероприятия, связанные с инженерной подготовкой территорий с карстами, защита городских территорий от селей, подготовка территорий в районах, подверженных сейсмическим явлениям.

5 Проект вертикальной планировки

Вертикальная планировка объекта проецируется на основании предварительно разработанного генерального плана объекта, согласно исходных данных. При этом разработка планировочного решения и пространственного размещения, открытых и закрытых участков, площадей, площадок, трассировка дорог и дорожек осуществляется с учетом существующего рельефа. Все планировочные элементы - дороги, проезды, дорожки, тропы, площадки различного функционального назначения размещают и проектируют в соответствии с существующими требованиями к их поверхности: удобства передвижения пешеходов и пребывания на площадках с целью пассивного и активного отдыха, обеспечения отвода поверхностных вод.

В зависимости от особенности существующего рельефа и стадий разработки проекта, вертикальная планировка выполняется разными методами - проектных (красных) отметок; продольных и поперечных профилей; проектных красных горизонталей, графоаналитическим. Эти методы используют как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.

Вертикальная планировка разрабатывается в одну или две стадии. Одностадийный проект разрабатывается обычно при проектировании несложных и небольших по площади объектов.

Для объектов занимающих значительную территорию, таких как жилые районы, парки, и др., проектирование вертикальной планировки осуществляют в две стадии:

первая - схема вертикальной планировки объекта,

вторая (рабочая) - проект вертикальной планировки в красных горизонталях, включающий - картограмму земляных работ.

При разработке схемы вертикальной планировки решается общее высотное расположение всех планировочных элементов, включая основные узлы.

Проект вертикальной планировки в красных горизонталях, предполагает более детальную проработку организации рельефа для отдельных элементов города: улиц, площадей, микрорайонов, зеленых массивов и т. д.

Проектирование схемы вертикальной планировкигородской территории осуществляется для принципиальной увязки структурных элементов генерального плана с рельефом местности, с реками, ручьями и другими водостоками, с улично-дорожной системой, железнодорожными линиями, мостами и др. путепроводами, с дамбами и прочими инженерными сооружениями.

Проектирование схемы вертикальной планировки является первым этапом высотного решения территории города при разработке технико-экономического обоснования или генерального плана города. Разработка схемы осуществляется методом проектных (красных) отметок по отдельным планировочным элементам - дорогам, дорожкам, площадкам.

Сущность этого метода заключается в том, что на схеме генплана, выполненной на геодезической подоснове с существующими горизонталями или отметками, наносят проектные отметки, характеризующие планируемый рельеф и определяют организацию поверхностного стока дождевых и талых вод. Этот метод дает возможность определить превышение, уклон и высотное положение проектируемого рельефа. Для определения этих характеристик используют черные отметки, красные отметки и рабочие отметки.

Черные отметки соответствуют отметкам существующего рельефа.

Красные или проектные отметки - отметки преобразованного рельефа.

Рабочие отметки – разница между проектной красной отметкой и черной отметкой существующего рельефа

Черные отметки определяют на топографическом плане в соответствующих характерных точках:

· по границам объекта (красным линиям),

· в точках входов и въездов на территорию,

· в угловых точках и точках пересечения осей на перекрестках дорог и пересечениях дорожек,

· в точках перелома продольного рельефа (изменения уклонов) по осям или боковым сторонам проездов, дорог, дорожек и аллей,

· в точках характерных изгибов дорожек на их осях или боковых сторонах,

· в центрах площадок в форме круга, овала, прямоугольника и др. геометрических форм, или в угловых точках площадок и в точках сопряжения площадки и дорожки;

Все указанные черные отметки на чертеже схемы организации рельефа нумеруются и наносятся снизу вынесенной черты, в каждой характерной точке.

Черные отметки в намечаемых характерных точках определяются методом интерполяции.

Нахождение отметки на поверхности. Если черная оценка лежит на черной горизонтали, то ее значение соответствует отметке этой горизонтали. Отметка точки, лежащей между черными горизонталями, определяются по формуле:

Нх=Нв+(На-Нв), где

Нв - оценка ниже лежащей горизонтали;

На - оценка выше лежащей горизонтали;

L - расстояние между горизонталями (заложение);

l -расстояние от искомой точки до ниже лежащей горизонтали.

Расстояния между точками принимают по плану в соответствии с масштабом.

Для решения этой задачи графическим способом из точек А и В в противоположных направлениях восстанавливают перпендикуляры, на которых в произвольном масштабе откладывают превышения точек На и Нб относительно Нх. Искомая точка лежит на пересечении линии На Нб с отрезком, который проходит через концы перпендикуляров (рис. 2).

Уклон поверхности между двумя точками равен отношению разности отметок этих точек к горизонтальному расстоянию между ними:

i = (На-Нв) / L.

Полученную величину обычно округляют до тысячных долей.

Направление продольного уклона улицы показывают при помощи стрелки вдоль улиц и проездов от более высоких отметок до низких. Значение продольного уклона улицы проставляют над стрелкой, а расстояние, между точками, ограничивающие участок улицы с этим уклоном под ней. Затем проверяют соответствие фактического продольного уклона нормативному, на всех элементах улично-дорожной и дорожно-тропиночной сети. Если полученный продольный уклон соответствует допустимым значениям, он округляется до тысячных долей (в промилле) и принимается за проектный. Если существующий уклон не соответствует нормативным требованиям, то при определении проектных (красных) отметок его корректируют и назначают проектный уклон, который наносят на чертеже над выносной стрелкой (рис. 3).

Красные отметки наносят на чертеже схемы организации рельефа, в соответствующих характерных точках, сверху выносной линии над черной отметкой. При этом красные отметки следует назначать с таким расчетом, чтобы рабочие отметки, по возможности, не превышали ± 0,5 м.

Для улично-дорожной сети города характер поперечных профилей и максимальный продольный уклон проектируют в соответствии с расчетными параметрами улиц и дорог. Проектные продольные и поперечные уклоны для элементов дорожно-тропиночной сети парков устанавливаются в соответствии с допустимыми уклонами в зависимости от типа планировочного элемента.

Для асфальтовых и цементных покрытий минимальные поперечные уклоны - 15-25 °/оо. На равнинных участках (менее 4 °/оо) при прокладке улиц и дорог их проезжие части проектируются по лотку путем построения пилообразного продольного профиля, с размещением в пониженных местах дождеприемных колодцев водосточной сети, (рис. 4).

Рассчитанные уклоны сравниваются с допустимыми уклонами в соответствии с установленными нормами (Табл. 2). В случае несоответствия рассчитанных значений уклонов нормативным, необходимо их корректировка путем изменения отметок в опорных точках (увеличение или уменьшение).

Таблица 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: