Скромности, стыдливости и

Поль Декурсель

Распознавание обмана возможно на разных уровнях. Бывает, что ложь оказывается разоблаченной еще до того, как человек раскрывает рот. Это так называемый невербальный уровень общения, включающий в себя мимику, жесты, микродвижения и внешние проявления деятельности внутренних органов.

Второй уровень, на котором происходитвыявление обмана, — вербальный, включающий в себя как логический анализ полученной информации, так и соотнесение произносимых слов с сигналами невербального уровня. Разберем отдельно эти потоки информации в плане возможного выявления лжи и установления правды.

С давних пор люди пытались по мимике делать выводы о мыслях человека. Считалось, что особенно полную и правдивую информацию о намерениях человека могут дать на­блюдения за его глазами. Вот как описывает Емельяна Пугачева моло­дой Гринев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: «...живые большие глаза так и бе­гали. Лицо его имело выражение до­вольно приятное, но плутовское». Таким образом, бегающие глаза считались признаком неискренности и склонности к обману.

В другом месте Гринев говорит: «Пугачев смотрел на меня присталь­но, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плу­товства и насмешливости». Здесь подразумевается, что при­щуренный взгляд чаще соответству­ет такой черте характера, как хит­рость или насмешливость.

В русском языке вообще много специальных выражений, связанных с глазами и означающих то или иное психологическое состояние. Так, одной из интерпретаций вы­ражений типа «не поднимать глаз» или «избегать взгляда» является «не­желание контактировать, быть от­кровенным с кем-либо». Люди давно уже вывели формулу «Глаза — зер­кало души», и поэтому, обманывая, они инстинктивно стараются это зеркало спрятать. Отсюда возникло выражение «отводить глаза в сторо­ну», которое применяется в тех слу­чаях, когда хотят показать, что чело­век ведет себя неискренне или боится разоблачения обмана. В то же время выражения «смотреть прямо в глаза» или «смотреть, не отводя взгляда» яв­ляются почти синонимами чисто­сердечности и искренности.

При этом надо помнить, что, не­смотря на все свое многообразие, мимика все же беднее широчайшей палитры человеческих мыслей и переживаний, а значит, одно и то же выражение может соответствовать различным душевным состояниям. Возьмем, например, такое выраже­ние, как «щурить (сощурить, прищу­рить) глаза». Оно имеет несколько толкований.

Во-первых, это выражение хит­рости. Например: «Федор прищурил маленькие хитрые глазки, погреб там, где на кепке торчала матерчатая пуговка (А. Малышев. «Такое счастье»).

Во-вторых, такая мимика может означать презрение, недовольство или раздражение: «Мое раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила: — Что же нужно, пейзаж?» (А. Чехов. «Дом с мезонином»).

В-третьих, суженные глаза могут соответствовать недоверчивому со­стоянию человека: «Следователь бы­стро повернулся лицом к доктору и, прищурив глаза, спросил: — Из чего же вы заключаете, что она отрави­лась?» (А. Чехов. «Следователь»).

Эти примеры, взятые из книги А. А. Акишина с соавт. «Жесты и ми­мика в русской речи», доказывают, что правильное толкование душев­ных переживаний человека возмож­но только на основании анализа со­вокупности всей его мимики, жестов, тембра голоса, ритма дыхания и других невербальных сигналов.

С точки зрения анатомии и фи­зиологии наш орган зрения состоит из оптической системы и вспомога­тельного аппарата. Изменения глаз, о которых мы говорили выше, отно­сятся к вспомогательному аппара­ту — мышцам, управляющим движениями глазных яблок и век. Ими человек может управлять по собст­венному желанию, а, следовательно, обмануть другого. Оптическая же система не подчиняется сознанию и работает в автоматическом режиме. Например, диаметр зрачка рефлекторно меняется в зависимости от уровня освещенности и тонуса веге­тативной нервной системы. Если человек испытывает боль, то под действием адреналина зрачки рас­ширяются. Данная ситуация обыгрывалась в фильме «Лично известен», посвященном легендарному рево­люционеру Камо. Будучи за границей, он оказался в полиции. Царское правительство тре­бовало его выдачи, в России ему гро­зила смертная казнь. Тогда он прикинулся сумасшедшим, уповая на то, что больного человека не выдадут на верную смерть. Чтобы показать невменяемость, Камо симулировал полную потерю чувствительности. Он смог обмануть многих врачей, и ему оставалась последняя экспертиза у знаменитого немецкого психиатра. Этот профессор в качестве заключительного экспериментa прижег ему руку горячим металлическим прутом.Камо испытывал страшную боль, но ничем не выдал своих страданий. Тем не менее, зрачки у него расширились. И старый профессор заметил это и понял, что фактически пытал раскаленным железом не бесчувственного сумасшедшего, а нормального человека. Испытывая чувство раскаяния, он не выдал Камо.

По мнению арабского мудреца Рахмана Ибн-Наср, автора «Проторенный путь», подозрения властителя должен вызывать тот, кто, не владея собой, вдруг начинает бледнеть и краснеть, сглатывать слюну, закусывать нижнюю губу, спотыкаться при ходьбе, обильно потеть, мять края одежд, говорить сбивчиво, приниматься что-то делать снова и снова, не доводя дела до конца. Такой человек явно совершил что-то предосудительное. Если при нем находятся еда и питье, то подозревать нужно, что что-то сделали для отравления своего господина, и надо учинить соответствующее дознание. Наблюдение приводит в своей книге «Как жить и властвовать». Там же он рассказывает, как султан Абу-Хамму наставлял своего сына, советуя ему, как узнать, кто из приближенных ис­тинно любит своего властителя, а кто притворяется. Для этого надо следить за тем, как они реагируют на касающиеся правителя плохие и хорошие сообщения. Расположенный к своему властелину человек засияет от радости, услышав добрую новость. Ненавидящий своего господина выкажет при этом невольное огорчение.

Тем не менее, на основании изучения мимики человека трудно делать окончательные выводы, а можно лишь строить более или менее достоверные догадки. Об этом писал Жан де Лабрюйер в своих «Характеpax»: «He следует судить о человеке по лицу — оно позволяет лишь строить предположения».

А вот как использует знание невербальной информации герой романа А. Дюма граф Монте-Кристо. Для выяснения истинной причины своих злоключений под видом священника он разыскивает своего старого знакомого Кадрусса и вы­спрашивает его о событиях давно минувших дней:

Кадрус: « Знавал ли я беднягу Эдмона? Еще бы, да это был мой лучший друг!» — воскликнул Кадрусс, густо покраснев, между тем как ясные и спокойные глаза аббата словно рас­ширялись, чтобы единым взглядом охватить собеседника.

«А что с ним стало господин аббат, с бедным Эдмоном? Вы его знади? Жив ли он еще? Свободен ли? Счастлив ли?"

«Он умер в тюрьме в более отча­янном и несчастном положении, чем каторжники, которые волочат ядро на Пулонской каторге». Смертельная бледность сменила разлившийся было по лицу Кадрусса румянец. Он отвернулся, и аббат уви­дел, что он вытирает слезы уголком красного платка, которым была по­вязана его голова».

Из этого отрывка мы можем по­черпнуть много интересной инфор­мации. Так, сначала Кадрусс краснеет от стыда, так как он предал когда-то Дантеса, а теперь называет его луч­шим другом. Здесь румянец означает смущение и волнение.

Потом, узнав о гибели товарища, он бледнеет от страха перед содеян­ным. Граф Монте-Кристо, скрывав­шийся под личиной итальянского аббата, конечно же, без труда прочи­тал эти переживания в душе Кад­русса.

Александр Дюма пишет, что «глаза аббата словно расширялись, чтобы единым взглядом охватить собеседника», но возможна и другая интерпретация данного явления — расширение зрачков у аббата было связано с активизацией симпатической нервной системы, имеющей место при ильном волнении. И немудрено: в тот момент Эдмон Дантес надеялся знать тайну своего четырнадцатилетнего заточения в замке Иф.

Жесты

Как мы уже упоминали, сказанная ложь может сопровож­даться характерными жестами. Так, жест «прикрытия рта рукой» наибо­лее отчетливо выражен у маленьких детей, но он имеет место и у взрослых, правда, в видоизмененной форме: в виде прикосновения к уголкам губ или носу. Самым информативным здесь является первоначальный им­пульс-движение в направлении рта, который отражает детское желание прикрыть уста, произносящие ложь. Аллан Пиз пишет: «Если этот жест используется человеком в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако если он прикрывает рот, рукой в тот мо­мент, когда вы говорите, а он слуша­ет, это означает то он чувствует, как вы лжете!».

Другой психолог, Десмонд Моррис, заметил, что ложь вызывает зу­дящее ощущение в нежных мышеч­ных тканях лицa и шеи, и требуется почесывание чтобы успокоить эти ощущения. Возможно, именно поэ­тому многие люди оттягивают воротничок рубашки, когда они лгут и подозревают, что их обман раскрыт.

Аллан Пиз задает вопрос: «Возможна ли подделка языка тела?» Как правило, ответ на этот вопрос отрицательный, ибо в этом случае человека выдает отсутствие конгруэнтности (полного соответствия) между жестами, микросигналами организма и сказанными словами. Например, раскрытые ладони ассоциируются с честностью, но когда обманщик раскрывает вам свои объятья и улыбается вам, одновременно говоря ложь, микросигналы его орга­низма выдадут его потайные мысли. Это может быть искривление лицевых мышц, расширение или сужение зрачков, испарина нa лбу, румянец на щеках, учащенное моргание и множество других мелких жестов, сигнализирующих об обмане. Исследования с применением замедленной киносъемки показали, что микрожесты проявляются только секунды, и заметить их могут специалисты по коммуникации, или люди с хорошо развитой интуицией, Тем не менее, большинство из нас на подсознательном уровне могут замечать несоответствие между вербальной и невербальной информацией, и проблема состоит лишь в осознании и интерпретации данного факта.

В некоторых случаях приходится специально обучать языку тела для достижения благоприятного впечатления. Например, при подготовке к курсам красоты за звание Мисс века или Мисс Вселенная каждая участница обучается таким движениям тела, которое излучают теплоту и искренность. Чем с большим мастерством участница конкурса сможет подавать эти сигналы, тем больше очков она получит от судей. Многие политики являются опытными специалистами в области копирования языка тела и используют это для того, чтобы добиться распо­ложения своих избирателей и заста­вить их поверить своим речам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: