Подход Хартманна

Именно Хартманн описал встречу новорожденного с «в общем ожидае­мым внешним миром» и ввел понятие психических репрезентаций (самореп­резентаций и объектных репрезентаций); с этого началась эра теории объект­ных отношений в эго-психологии (Hartmann, 1939, 1950, 1972).

Из основополагающих теоретических построений Хартманна и его соав­торов Криса и Ловенштейна (1946, 1949, 1952) мы упомянем только те, кото­рые приобрели особенное значение для психоаналитической теории объект­ных отношений.

1. Введение понятия «относительно ожидаемого мира», которым подчер­кивается значение вклада матери в развитие ребенка; это привело к более детальным исследованиям диады мать-ребенок и расширило понимание объектных отношений. Хартманн установил, что первые социальные отно­шения ребенка имеют решающее значение для поддержания биологического равновесия; поэтому, полагает он, первые объектные отношения младенца должны особенно сильно интересовать психоаналитиков. Исследуя взаимную зависимость младенца и матери, Хартманн уделяет особое внимание тому

– 82 –

аспекту взаимоотношений, для которого он разработал понятие соответствия друг другу. Анализируя это понятие, он показывает, как посредством различ­ных процессов регуляции заново устанавливается биопсихологическое рав­новесие. Он приходит к выводу о том, что существует ранговый порядок фун­кций Эго, служащих процессам приспособления. Этот способ рассмотрения биопсихологического регулирования побудил его выдвинуть тезис, что про­цессы приспособления должны рассматриваться в более узком и более широ­ком смысле. На основе этого он развивает идею о том, что младенец рождает­ся с собственным приспособительным аппаратом, соотносящимся с систе­мой меняющихся отношений в рамках «относительно ожидаемого внешнего мира». Развитие ребенка происходит в рамках этого вида внешнего мира, в то время как функции, связанные с аппаратом первичной автономии, проявля­ются вне этой области (см. ниже в этой книге).

2. Новое определение нарциссизма как либидозного замещения самореп­резентаций, а не репрезентаций Эго, как это сначала предложил Фрейд, или самости, как это было принято на этапе введения структурной теории. Хартманн пишет:

«Может оказаться полезным апеллировать к репрезентациям са­мости в противоположность объектным репрезентациям,... само­сти (собственной личности) в противоположность объекту... Эго (как психологической системы) в противоположность другим час­тным структурам личности» (Hartmann, 1972, с. 132).

3. Описание стадий развития объектных отношений (от первичного нар­циссизма через удовлетворение потребностей - к постоянству объектов). Объек­тные отношения возникают, по мнению Хартманна, после состояния отсутствия объекта первичного нарциссизма, проходят стадию, в которой объект воспри­нимается лишь постольку, поскольку он служит потребностям младенца, и до­стигают, наконец, уровня постоянства объекта; постоянство объекта определя­ется как продолжительное замещение психической репрезентации объекта, которая вследствие этого не зависит от удовлетворения соответствующих по­требностей. Идентичность индивидуума сохраняется благодаря длительному замещению не только объекта, но и самости.

4. Подчеркивание важной роли фрустрации и использования агрессивных влечений в процессе развития.

5. Введение понятия недифференцированной матрицы, из которой выделя­ются Ид и Эго.

6. Новое понимание идентификации как процесса, который изменяется соответственно уровню развития, на котором он осуществляется. Так, подра­жание является предшественником истинной идентификации; она же представ­ляет собой процесс интериоризации, который в значительной степени гаранти­рует независимость от объекта.

– 83 –

Эти позиции, которые были представлены Хартманном и его соавторами, составили основу для дальнейшего развития эго-психологии и, прежде всего, той психоаналитической теории объектных отношений, которую создавали Якобсон, Малер и Кернберг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: