Символика сна наяву: стандартные мотивы

Лейнер (Leuner, 1970, 1985) развивал ряд повторяемых образных мотивов, которые клинически апробированы и пригодны для того, чтобы инициировать клинические проекции на центральные конфликтные области человека. При этом он исходит из общепризнанной глубинно-психологической символики, а также из того принципа, что значимые содержания образных символов долж-

– 519 –

ны коррелировать в частности с биографией индивида и пониматься вместе с его индивидуальной символикой (см. Учебник кататимного образного пережи­вания. Leuner, 1985).

В следующем кратком описании приводятся стандартные мотивы и изоб­ражаемые при их помощи глубинно-психологические конфликтные ядра, рас­положенные в порядке возрастания степени их возможной заряженности аф­фектами и чувством страха.

1. Актуальные конфликты и существующее у пациента в данный момент настроение находят свое выражение в мотиве луга. Луг представляет собой сцену для символических образов, репрезентирует относительно нейтральную не­структурированную ситуацию и может рассматриваться как символ истока или нового начала. В силу своих приятных качеств он годится для того, чтобы быть вводным мотивом.

2. Оральное отношение к материнскому миру: мотив источника, коровы, кухни в воображаемом доме.

3. Тестирование по поводу проблем реализации, экспансивности и агрес­сивности:

• всеобщее экспансивное развертывание и развитие: мотив текущего ручья;

орально-агрессивная реализация в мотиве поведения льва;

анально-агрессивная тематика в архаической форме в мотиве лужи или вулкана.

4. Тематика достижения (уровень притязаний, поведение при выполнении задачи), но также и столкновение или отождествление с чаще всего отцовско-мужским миром: мотив горы, восхождение на нее, сопровождаемое открываю­щейся панорамой.

5.Сексуальная и эдипова тематика: мотив розового куста для мужчины, путешествия автостопом для женщин; для обоих - мотив яблони, с которой срывается плод. В особенности регрессивный материал мобилизуется моти­вом лужи.

6. Диагностика самооценки:

• личности относительно готовности к контактам и импульсам (оральным, анальным, сексуальным), а также переживания собственной ценности: мотив осмотра дома;

исследование вытесненных тенденций поведения и освобождение интро­ецированных воображаемых отношений: мотив опушки леса, пещеры, лужи, служащих для изображения символических образов.

7. Исследование Эго-идеала или идентичности: в мотиве личности с одно­родным именем, которую воображает пациент, символически изображается некий образец и проясняются проблемы обретения идентичности.

8. Столкновение с личностями, связанными с пациентом определенными отношениями (интроектами), или с личностями, встречающимися ему в акту-

– 520 –

альных жизненных ситуациях, символически представленными в виде ланд­шафтных мотивов (растений, групп деревьев), животных (семейной группы животных) или как реальные персоны.

9. Исследование психосоматических симптомов:

осмотр внутренних органов, возможный благодаря тому, что пациент превращается в сказочного гнома и предпринимает путешествие внутри тела;

осмотр больных частей тела снаружи.

10. Контрольный мотив для проверки хода терапии: мотив новостройки.

Таблица 1

    Стандартные мотивы   Терапевтические техники Руководящие принципы (операции с символами)
Начальная ступень 1. Луг 2. Текущий ручей 3. Гора 4. Дом 5. Опушка леса I. Тренировочные приемы II. Развертывание творческих имажинаций а. Примирение b. Питание
Средняя ступень 6. Знакомые личности 7. Сексуальность (розовый куст). (автостоп) 8. Агрессивность (лев) 9. Я-идеал III. Ассоциативные приемы IV. Обычное сновидение V. Фокусирование острых конфликтов VI. Осмотр внутренних органов VII. Удовлетворение архаических потребностей VIII. Проработка IX. Анализ переноса с. Внутренний лидер d. Сопоставление символов
Высшая ступень 10а. Пещера 10б. Лужа 11. Вулкан 12. Фолианты X. Комбинация с конвенциональным психоанализом XI. Рисование имажинативных содержаний е. Истощение и ослабление f. Магические жидкости
Музыкальные образы (возможно фокусирование с 1 по 8) III. Ассоциативные приемы  
Работа в группах (возможно фокусирование с 1 по 8) 1 тип: индивидуальные фантазии 2 тип: групповые фантазии   техники обратной связи

– 521 –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: