Лейнер (Leuner, 1970, 1985) развивал ряд повторяемых образных мотивов, которые клинически апробированы и пригодны для того, чтобы инициировать клинические проекции на центральные конфликтные области человека. При этом он исходит из общепризнанной глубинно-психологической символики, а также из того принципа, что значимые содержания образных символов долж-
– 519 –
ны коррелировать в частности с биографией индивида и пониматься вместе с его индивидуальной символикой (см. Учебник кататимного образного переживания. Leuner, 1985).
В следующем кратком описании приводятся стандартные мотивы и изображаемые при их помощи глубинно-психологические конфликтные ядра, расположенные в порядке возрастания степени их возможной заряженности аффектами и чувством страха.
1. Актуальные конфликты и существующее у пациента в данный момент настроение находят свое выражение в мотиве луга. Луг представляет собой сцену для символических образов, репрезентирует относительно нейтральную неструктурированную ситуацию и может рассматриваться как символ истока или нового начала. В силу своих приятных качеств он годится для того, чтобы быть вводным мотивом.
|
|
2. Оральное отношение к материнскому миру: мотив источника, коровы, кухни в воображаемом доме.
3. Тестирование по поводу проблем реализации, экспансивности и агрессивности:
• всеобщее экспансивное развертывание и развитие: мотив текущего ручья;
• орально-агрессивная реализация в мотиве поведения льва;
• анально-агрессивная тематика в архаической форме в мотиве лужи или вулкана.
4. Тематика достижения (уровень притязаний, поведение при выполнении задачи), но также и столкновение или отождествление с чаще всего отцовско-мужским миром: мотив горы, восхождение на нее, сопровождаемое открывающейся панорамой.
5.Сексуальная и эдипова тематика: мотив розового куста для мужчины, путешествия автостопом для женщин; для обоих - мотив яблони, с которой срывается плод. В особенности регрессивный материал мобилизуется мотивом лужи.
6. Диагностика самооценки:
• личности относительно готовности к контактам и импульсам (оральным, анальным, сексуальным), а также переживания собственной ценности: мотив осмотра дома;
• исследование вытесненных тенденций поведения и освобождение интроецированных воображаемых отношений: мотив опушки леса, пещеры, лужи, служащих для изображения символических образов.
7. Исследование Эго-идеала или идентичности: в мотиве личности с однородным именем, которую воображает пациент, символически изображается некий образец и проясняются проблемы обретения идентичности.
|
|
8. Столкновение с личностями, связанными с пациентом определенными отношениями (интроектами), или с личностями, встречающимися ему в акту-
– 520 –
альных жизненных ситуациях, символически представленными в виде ландшафтных мотивов (растений, групп деревьев), животных (семейной группы животных) или как реальные персоны.
9. Исследование психосоматических симптомов:
• осмотр внутренних органов, возможный благодаря тому, что пациент превращается в сказочного гнома и предпринимает путешествие внутри тела;
• осмотр больных частей тела снаружи.
10. Контрольный мотив для проверки хода терапии: мотив новостройки.
Таблица 1
Стандартные мотивы | Терапевтические техники | Руководящие принципы (операции с символами) | |
Начальная ступень | 1. Луг 2. Текущий ручей 3. Гора 4. Дом 5. Опушка леса | I. Тренировочные приемы II. Развертывание творческих имажинаций | а. Примирение b. Питание |
Средняя ступень | 6. Знакомые личности 7. Сексуальность (розовый куст). (автостоп) 8. Агрессивность (лев) 9. Я-идеал | III. Ассоциативные приемы IV. Обычное сновидение V. Фокусирование острых конфликтов VI. Осмотр внутренних органов VII. Удовлетворение архаических потребностей VIII. Проработка IX. Анализ переноса | с. Внутренний лидер d. Сопоставление символов |
Высшая ступень | 10а. Пещера 10б. Лужа 11. Вулкан 12. Фолианты | X. Комбинация с конвенциональным психоанализом XI. Рисование имажинативных содержаний | е. Истощение и ослабление f. Магические жидкости |
Музыкальные образы | (возможно фокусирование с 1 по 8) | III. Ассоциативные приемы | |
Работа в группах | (возможно фокусирование с 1 по 8) | 1 тип: индивидуальные фантазии 2 тип: групповые фантазии | техники обратной связи |
– 521 –