Предсказания Санджайи (18.74-78)

Основная тема:

« Бхагавад-гита» - исполненное величия и славы возвышенное послание.

«Бхагавад-гита» - это не обычная книга мирского автора. Это энергия знания Самого Господа, с помощью которого Он просвещает падшие души. Поэтому тот, кто изучает «Гиту», вступает в прямое общение с Господом Кришной. Тот, кто правильно слушает это послание, становится сознающим Кришну: он видит Кришну во всем, и поэтому вся его жизнь становится волнующей и удивительной.

Если человек обладает сознанием Кришны, он осознает положение Кришны как высшего прибежища всего. Воля Кришны - превыше всего. Поэтому бхакта, предавшись этой воле, всегда одерживает победу и никогда не знает поражений.


1 Эти 5 доводов и их месторасположение даны Бхуриджаном Прабху в «Обзоре Бхагавад-гиты».

2 Неспособность принять решение не является в прямом смысле причиной для того, чтобы не делать чего-то. Но, тем не менее, нерешительность иногда расценивают как пятый довод Арджуны против участия в сражении

1 В тексте 10 представлен интересный момент: Кришна слегка улыбается (прахасанн ива), когда Арджуна вручает Ему себя. Как друг, Кришна хотел улыбнуться, но так как Он сейчас выступает в роли гуру Арджуны, Он вынужден скрыть улыбку и стать серьезным.

2 Почему сразу после серьезных философских рассуждений на тему души Кришна восхваляет материальные наслаждения и славу? «Гита» содержит наставления для всех типов людей. Подчеркнув, что материальное счастье приходит как побочный продукт выполнения дхармы, Кришна вдохновляет карми делать это (выполнять дхарму).

3 Почему Кришна определяет грех как уклонение от своего долга? Религиозный долг очищает выполняющего его, позволяя следовать моральным нормам, а не эгоистическому диктату ума и чувств. Уклонение от исполнения долга является грехом, так как привязывает человека к материалистическому сознанию.

4 Пример с колодцем и океаном. См. также 7.28, 15.15.

5 Этот вопрос более подробно обсуждается в следующих главах.

1 Шрила Прабхупада в комментарии к (3.1) подчеркивает, что это намерение Арджуны есть результат его материального желания избежать неприятностей сражения.

2 Сравните концепцию жертвоприношения, упомянутую в этом разделе, с концепцией жертвоприношения, данной в 4.24.

1 Во многих случаях Кришна делает это одновременно (например, Прахлада/Хираньякашипу, Деваки/Камса, Сита/Равана).

2 В свете этого и предыдущих стихов можно понять, насколько важно иметь трансцендентное знание о Кришне, чтобы практиковать буддхи-йогу.

3 «Человек не сможет обрести сознание Кришны до тех пор, пока он не освободится от привязанности, страха и гнева.» «Человек не сможет освободиться от привязанности, страха и гнева, пока не будет практиковать сознание Кришны.» Подобные утверждения кажутся замкнутым кругом. Однако, сознание Кришны одновременно является и целью, и средством. Практика сознания Кришны очищает сердце от раги, двеши и кродхи, и затем приходит совершенство сознания Кришны - бхава.

4 Например, кажется, что дождь вызывает рост растительности, но истинной причиной этого являются семена, находящиеся в земле. Дождь обеспечивает потребность семени во влаге, но без семени не появилось бы ростка. Подобным образом, семя материальных желаний, а не дождь материального мира, является непосредственной причиной удовольствий и страданий живого существа.

5 Шрила Прабхупада описывает это так: «Абсолютная Истина, покрытая майей, называется материей.» (4.24, комм,стр.245)

6 Вот почему чистый преданный может войти в духовный мир даже при этой жизни.

7 Преданное служение есть семя знания, поскольку оно искореняет основу невежества – представление о том, что реальность может существовать отдельно от Бога. Преданное служение есть плод знания, так как оно созревает, когда знание полностью уничтожает это невежественное представление.

1 Отречение и пассивное развитие знания.

2 Занятость в очистительной деятельности

3 текст 5.29 обобщает тему всей пятой главы.

1 Главы 7 и 9 говорят практически об одном и том же. Восьмую же главу можно рассматривать как отступление от основной темы разговора для выяснения некоторых важных моментов.

1 По этому вопросу см. также главу 4, первый раздел.

2 «Бхагавад-гита» является сутью всего ведического знания. Средние шесть глав (с 7-й по 12-ю) являются сутью «Бхагавад-гиты», а последний раздел 9-й главы и начало 10-й - суть средних глав «Гиты».

1 Можно задать вопрос: «Если Арджуна уже видит вечную двурукую форму Кришны, то зачем ему особые глаза, чтобы увидеть вселенскую форму?». Дело в том, что глаза Арджуны могут видеть только двурукую форму Кришны, а чтобы увидеть вселенскую форму, ему нужны глаза полубогов. Арджуне, по сути дела, нужно было снизить качество своего зрения, чтобы увидеть вселенскую форму.

1 Шрила Прабхупада говорит, что преимущество поклонения Божествам - в том, что Господь в этой форме становится доступным для тех, кому еще мешают материальные чувства.

2 Для обозначения этой практики существует специальный термин, «карма-мишра-бхакти». Таким образом, тексты 8 и 9 относятся к сфере чистого преданного служения, тогда как тексты 10 и 12 - к смешанному преданному служению. При этом и 9-й, и 10-й тексты относятся к сфере вайдхи-бхакти, пути следования регулирующим принципам бхакти-йоги (прямой путь). Косвенный же путь представлен в стихах 11 (отречение от результатов деятельности, не связанное с бхакти) и 12 (медитация и развитие знания). Но во второй части стиха 12 (в отличие от 11-го) «отречение от результатов деятельности» связано со служением Кришне, т.к. только бхакти может принести истинное умиротворение (шанти, или «спокойствие ума»). Об этом говорилось в «формуле мира», (5.29).

1 См. пример с царем и гражданами

2 Чтобы показать, что разницу между двумя видами кшетра-гьи признает вся Ведическая литература, Шрила Прабхупада, следуя по стопам предыдущих ачарьев, приводит цитату из Тайттирья Упанишад.

3 Этот раздел отвечает на 5-й и 6-й вопросы.

4 Это подобно тому, как одно солнце отражается во множестве сосудов с водой.

5 Этот раздел отвечает на 1-й и 2-й вопросы.

6 Вспомните закон сохранения энергии.

7 Можно заметить, что подобное описание содержится и в главе 5.

1 Особенно текст 22.

2 Дословно: "Все врата тела освещены знанием".

1 Интересно отметить, что стихи 18.57-60 и 3.30-33 имеют практически одинаковое строение. В стихе 57 (или 3.30) Господь просит предаться Ему в полном знании. Затем Он объясняет, что игнорирование Его наставлений приводит лишь к неудаче, а следование им - к спасению (58 или 3.31-32). И заканчивает Он, говоря, что в конечном счете человек поступит согласно его склонностям. Поэтому следует исполнять свой долг в соответствии с указаниями Господа, иначе человек будет действовать под диктовку ложного эго (59-60 или 3. 33).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: