Чешский педагог (1592-1679), не только создал педагогику как самост. науку, но и теоретически обосновал классно-урочную систему обучения, создал первые школьные учебники с учетом возрастн. особенностей детей. Демократизм Коменского проявлялся в идее всеобщего образования: равный доступ к образованию всем независимо от пола, социального статуса, религии, национальности к широкому общему образованию. Призывал к воспитанию человека в соотв. с идеалами добра и обществ-й пользы. Сформулировал 3 типа образования: 1.научное образование – овладение основами всех наук в систематизир. виде; 2.нравственное воспит-е – управление человека самим собой; 3.религиозное воспитание. В труде «Великая дидактика» сформулир. принципы образования: природосообразность, научность, последовательность, доступность, наглядность, систематичность, прочность. Эти принципы актуальны и в наши дни. Обосновал идею многоступенчатой единой школы: от рождения до 6 лет – семейное воспитание; 6-12 лет – школа родного языка; 12-18 лет – гимназия, 18-24 года – академия.