Формы (источники) права – это способы закрепления и признания государственной воли в нормах права и придания им общеобязательного характера.
Общая теория права выделяет следующие основные источники права: нормативный правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, религиозные писания.
В различных странах применяется несколько источников права. В зависимости от исторических этапов и особенностей развития определенные из них приобретают доминирующее значение. Так, на ранних этапах становления права преобладающим источником права повсеместно являлся правовой обычай. По мере укрепления государства основным источником права становится нормативный правовой акт. В некоторых государствах большое значение имеет юридический (судебный) прецедент.
нормативный правовой акт – это официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы.
Правовой обычай представляет собой правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий. Позднее государство стало одобрять лишь подходящие для его интересов обычаи и тем самым признавать их в качестве норм права.
|
|
Обычай был основным источником права на ранних этапах развития государства. Примером правовых обычаев являются такие источники рабовладельческого права, как Законы XII таблиц (Древний Рим – V век до
н. э.), Законы Драконта (Афины – VII век до н. э.), Салическая правда (Франкская монархия – VI век), Русская правда (Киевская Русь – XI век).
Юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному делу, которое становится образцом для рассмотрения подобных дел в будущем.
Нормативный договор – такой источник права, при котором субъекты права путем письменного соглашения устанавливают для себя взаимные права и обязанности.
религиозные писания играли существенную роль в средние века. Тогда к ведению церковных судов относились семейно-брачные дела, некоторые имущественные споры и даже уголовные дела (например, по обвинению в колдовстве и ереси). Впоследствии сфера действия канонического права ограничилась внутрицерковными делами.
В странах, где за основу принято мусульманское право, религиозные нормы остаются основным источником права.