Глава 12. Содержание понятий «проектирование» и «педагогическое проектирование»

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Содержание понятий «проектирование» и «педагогическое проектирование»

Все, что может сделать нас лучше и счастливее,

бог поставил прямо перед нами

или близко от нас.

Сенека

Проектирование становится во всех сферах человеческой деятельности универсальным деятельностным инструментом, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность, гибкость и вариативность. Сфера образования не является здесь исключением. Цель проектирования в образовании составляют разработка и внедрение мероприятий, позволяющих организовать образование или обучение в данном сообществе.

Став в конце 1980-х гг. инструментом для преобразований (в частности, для создания инновационных проектов развития образовательных учреждений, различных аспектов учебно-воспитательного процесса), проектирование интенсивно развивается и в научном, и в практическом плане.

В педагогической науке проектирование исследуется как отрасль социального проектирования, имеющая специфические цели и содержание.

В литературе содержится большое количество определений понятия «проектирование».

Одним из наиболее распространенных является следующее: проектирование — это процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. В наиболее общем смысле проектирование понимают как концептуальную, информационную подготовку человеком желаемого изменения.

Исходя из этих определений, проектирование в целом можно обозначить как целенаправленную рациональную деятельность

С.307

человека по моделированию представлений о будущей производственной или непроизводственной) деятельности, предназначенной для удовлетворения социальных потребностей, о конечном результате такой деятельности, а также о последствиях создания и функционирования ее продукта.

В проектировании можно условно выделить следующие три области:

- проектирование искусственных объектов на неорганической основе (техническое, промышленное, архитектурно-строительное);

- проектирование искусственных объектов на органической основе (биологическое, ландшафтное);

- проектирование объектов по организации и развитию человеческой деятельности (социальное, социально-психологическое, правовое и т.д.).

Педагогическое проектирование в контексте социального проектирования может быть представлено как деятельность, направленная на преобразование и создание объектов педагогической природы с целью системного и эффективного решения задач обучения и воспитания личности.

Субъектом педагогического проектирования является педагог, объектом — педагогические системы, процессы и их компоненты, целью — решение педагогических задач, результатом — проект педагогического объекта.

Суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируются ее результаты.

В отечественной педагогической практике основоположником теории и практики педагогического проектирования считается A.С. Макаренко.

А.С. Макаренко рассматривал воспитательный процесс как особым образом организованное «педагогическое производство». Он был противником стихийного процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники». Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику селекционирования», «технику наказания» в условиях пенитенциарного (исправительного) образовательного учреждения. Продуманность действий, их последовательность были направлены на формирование в человеке сильной, свободной, нравственной, духовно богатой личности.

В 1989 г. появился первый специальный труд по педагогическому проектированию известного российского педагога

B. П. Беспалько. Мощным стимулом в развитии педагогического проектирования стало внедрение проектирования в педагогическую практику.

С.308


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: