Начальное, среднее и высшее профессиональное образование: проблемы и пути их решения

Начальное профессиональное образование как социально-педагогическая система

Сосредоточиться на учащемся, который

не учится, изменить учебную среду, зада-

ние и (или) предмет обучения так, чтобы

учащийся смог учиться.

Бетти Луи Ливер

В настоящее время в России сложилась определенная система учреждений профессионального образования разного уровня: начального (профессиональные училища и лицеи), среднего (техникумы и колледжи) и высшего (институты, академии и университеты). Несмотря на такое многообразие профессиональных учебных заведений, их нормальное развитие сдерживается дис­кретным характером и жестким иерархическим делением признанных государством уровней профессионального образования (образовательные цензы).

Начальное профессиональное образование (НПО) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Новое качество политехнической подготовки учащихся — формирование системы знаний, умений и навыков в области общих научных основ производства на базе взаимосвязи обще­образовательных предметов с предметами профессионально-технического цикла. Разработка проблем соединения обучения с производительным трудом в условиях учреждений НПО нашла отражение в работах П.Р. Атутова, Н.И. Бабкина, С.Я. Батышева, А.Т. Глазунова, В.Г. Разумовского, П.И. Ставского, С.Г. Шаповаленко, Д.А. Эпштейна.

Общеобразовательные предметы не только являются базой для изучения специальных предметов, но и способствуют повыше-

С.286

нию качества профессиональной подготовки учащихся. В свою очередь, изучение специальных предметов не только помогает учащимся закрепить полученные знания по общеобразовательным предметам, но и дополняет и углубляет их при рассмотрении научных основ техники, технологии, организации и экономики производства. Речь идет не о насыщении уроков общеобразовательных предметов материалом профессионального цикла или, наоборот, о том, чтобы наполнить уроки профессионально-технического цикла материалом общеобразовательных предметов, но лишь о синтезе знаний, навыков и умений по разным предметам, о совершенствовании структуры собственного предмета.

Изучение практики работы учреждений НПО показывает, что взаимосвязь предметов можно осуществлять по следующим на­правлениям.

1. Профессиональная направленность общеобразовательных предметов и углубленное изучение такого предмета, который близок к определенной группе изучаемых профессий. Такая направленность общеобразовательных предметов имеет несколько аспектов:

- познавательный аспект, связанный с формированием профессионального мастерства; один и тот же общеобразовательный предмет может иметь несколько вариантов профессиональной направленности; выбирается такая схема и такая совокупность основополагающих понятий, которые чаще всего применяются на практике и удовлетворяют требованиям развития как в системе общеобразовательных, так и в системе профессионально-технических предметов;

- мировоззренческий аспект, позволяющий формировать у учащихся систему взглядов на природу, общество, человеческие отношения, а также определять ведущие идеи, влияющие на формирование личности;

- нравственно-этический аспект, связанный с формированием личности будущего рабочего, воспитанием коллективистских черт, верности гражданскому долгу и др.

2. Более углубленное изучение профессионально значимых теорий, законов и закономерностей, а также категорий, понятий и зависимостей в общеобразовательных предметах. Из всей си­стемы знаний следует выделять и интенсивно формировать те из них, которые наиболее близки к профессиональной подготовке.

3. Углубленное изучение профилирующих тем общеобразова­ельных предметов.

4. Разработка системы лабораторных работ, позволяющей осуществлять реальную производственную деятельность в учебных условиях и формировать не только общетрудовые, но и профессиональные умения и навыки.

С.287

5. Составление и решение задач с производственным содержанием и преподавание предметов естественно-математического цикла как органической части общей системы обучения.

6. Конкретизация общих математических законов и зависимостей на учебном материале предметов профессионально-технического училища. Например, в обучении математике — решение задач с применением материала других предметов; решение задач с применением математики в условиях производственного обучения.

7. Отбор узловых (опорных), характерных для данной группы профессий вопросов, позволяющих генерализовать основные идеи и выделить знания, близкие к изучаемой профессии.

8. Использование тренажеров для повышения научного уровня преподавания.

9. Осуществление взаимосвязи общего и профессионального обучения через разработку системы комплексных домашних заданий.

10. Опора содержания профессионально-технического обучения на систему знаний по основам наук.

11. Разработка комплексных межпредметных заданий с производственным содержанием, синтезирующих знания, навыки и умения из разных предметов, требующих от мастера и препода­вателя мер постепенного обобщения связей посредством совокупных заданий.

Обеспечение взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки потребует существенной пере­стройки методов и средств обучения, организации учебно-воспитательного процесса на новых началах.

Модель рабочего широкого профиля. В настоящее время основой для разработки учебно-программной документации является профессионально-квалификационная характеристика, которая в свою очередь разрабатывается на базе тарифно-квалификационных справочников. Но эти справочники служат прежде всего целям тарификации и нормирования работ, а разрабатываемые на их основе характеристики отражают лишь знания, умения и навыки, необходимые рабочему в данное время, и не учитывают перспективы развития предприятий. Основой для их разработки может стать прогностическая модель рабочего широкого профиля, своеобразный эталон. Основой для такой модели являются: изучение труда передовых рабочих и новаторов производства; выяснение структуры их познавательной и профессиональной деятельности; определение объема знаний, навыков и умений, которые они применяют в своей работе; установление условий, в которых всесторонне развивалась их личность, проявлялись ее способности, воспитывались профессионально важные личностные качества; определение степени выраженности профессионально

С.288

важных качеств личности на основании данных педагогических наблюдений, педагогического эксперимента.

Сопоставляя идеальную модель с фактически сложившейся, можно определить масштабы и содержание профессионального обучения и воспитания молодежи. Иными словами, разработка такой модели позволит пересмотреть всю систему подготовки и повышения квалификации рабочих. На воплощение ее должен быть направлен комплекс учебно-воспитательных мероприятий на всех этапах формирования рабочего широкого профиля.

Для получения опережающей информации о содержании и средствах обучения необходимо прогнозирование. Оно позволит яснее увидеть завтрашний день, разработать модель рабочего широкого профиля, ее параметры, определить те качества, которыми должен обладать рабочий, чтобы не просто зафиксировать отдаленность (приближенность) уровня профессиональной подготовки и воспитанности от идеала, но и иметь возможность предметно судить о том, насколько он далек (близок) от эталона. По­добная модель необходима руководящим органам, чтобы контролировать ход учебно-воспитательного процесса; педагогу, чтобы изучать свой «материал» и целенаправленно работать с ним по специальным планам.

Идеальная модель позволит выявить структуру личностных качеств, способностей, черт характера и особенностей развития форм мышления, объема знаний, навыков и умений, необходимых в процессе трудовой деятельности; представить цели и определить пути, а также основные виды, формы, средства и ме­тоды обучения и воспитания рабочих.

Разработчикам учебных программ нужно знать, какими будут предприятия различных отраслей народного хозяйства через 5 — 15 лет, какие профессии потребуются для обслуживания производства, каким уровнем знаний, навыков и умений должны будут обладать рабочие, чтобы квалифицированно выполнять свою ра­боту. Необходимо предвидеть, как под влиянием технического прогресса изменятся условия труда рабочих, какие новые машины появятся, какие новые требования возникнут в связи с этим к подготовке рабочих и как эти задачи будут решаться в будущем.

Такая подготовка рабочих позволит не только обеспечивать эксплуатацию оборудования, находящегося в данное время на предприятии, но и учитывать тенденции его развития. Благодаря этому на предприятии будет создан резерв квалифицированных рабочих. При таком подходе к перспективному планированию подготовки и повышения квалификации обучение рабочих будет проводиться с большим опережением: оно, как бы забегая вперед, поведет за собой процесс развития человека, быстро устраняя разрыв между стремительно умножающимся объемом знаний и спо­собностью его усвоения каждой отдельно взятой личностью.

С.289

Решение практически любой фундаментальной проблемы современности находится в непосредственной связи с разработкой путей решения проблем профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров. Растущая потребность в рабочих высокой квалификации, умеющих адекватно реагировать на постоянную смену приоритетов на рынке труда, производить конкурентоспособную продукцию, принимать адекватные реальным ситуациям взвешенные самостоятельные решения, видеть перспективы и планировать стратегию и тактику развития производства, позволила обществу осознать тот факт, что базовое образование является лишь первым этапом непрерывного совершенствования ключевых профессиональных компетенций рабочего.

Профессиональная характеристика квалифицированного рабочею или служащего является одним из основных элементов государственного стандарта профессионального образования. Это многофункциональный документ, ориентированный на работодателей — предприятия и организации, граждан (в целях профконсультации и профориентации), учебные заведения и научно-методические организации системы образования (для разработки учебно-методических материалов, подготовки преподавателей и учебно-материальной базы), на службу занятости (подбор рабочих мест, планирование и организация подготовки незанятого населения) и т. п.

Принципы создания и характеристика Перечня профессий. Систематизация Перечня проводилась в соответствии с крупными отраслевыми комплексами. Структура Перечня соответствует совокупным направлениям и видам хозяйственной деятельности. Благодаря этому новая номенклатура профессий со­держит не 200 разделов Единой тарифной квалификационной сетки, как это было ранее, а 42 крупных отраслевых комплекса, что позволит значительно упростить процессы интеграции профессиональной подготовки, управления профессиональным обучением и распределения рабочих кадров.

Принята двухступенчатая иерархия профессионального разделения труда. Наряду с традиционным для системы профтехобразования термином «профессия» в Перечень введен термин «специальность». Специальность рассматривается в данном случае как конкретная область трудовой деятельности в рамках профессии. Основной единицей Перечня являются профессии, которые объединяют специальности, родственные по общности технико-технологических параметров, производства и/или трудовых функций. Целями такой интеграции являются расширение профиля подготовки, унификация учебно-программной документации и повышение социальной защищенности работников в условиях современного рынка труда.

С.290

В Перечень, наряду с традиционными, введены профессии, отражающие потребность в подготовке кадров, характерных для рыночных методов хозяйствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: